Игра (в психологии развития) — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. (В И., как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности).
Значение игры в образ. процессе:
Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
Основными аспектами развития личности ребенка в этой связи можно назвать следующие:
1. В игре развивается мотивационно — потребностная сфера (Выготский) (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов).
2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм (ребенок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т. п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки).
3. Развивается произвольность поведения (разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения).
4. Развиваются умственные действия (формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка).

Дидактические игры.

Дидактическая игра – это активная деятельность, организуемая в процессе обучения и обеспечивающая эф-ть усвоения, познавательный интерес за счет эмоционально-окрашенных игровых действий. (М.В.Кларин).Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.
Д.и. — это вид интеллектуальной игры (игры манипуляции с предметами, игры-путешествия, психотехнические, конструкторские).
Классификация: на изучение нового материала; понимание-осмысление; запоминание-закрепление; обобщение-систематизация.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка, умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания.
Функции игры в учебном процессе довольно разнообразны: развивающая, обучающая, познавательная, лечебно-оздоровительная, эмоциогенная, психотерапевтическая, восстанавливающая, коррекционная, коммуникативная, адаптационная, компенсаторная, диагностическая, ф-я самореализации, творческая, активизирующая, социокультурная, приближение учеб. деятельности к реальной жизни, повышение эф-ти обучения (до 95% знаний усв-ся в игровой деятельности).
Условия эффективности:
— эмоциональная включенность и заинтересованность взрослого;
— ученики должны знать и понимать суть того, что заложено в основу сюжета;
— игра должны опираться на предшествующий опыт ребенка;
— ребенок должен принять цель игры и понять правила;
— стратегия совместного движения к цели, а не на соревнование;
— равенство команд;
— дети должны быть свободны от сильных переживаний, не связанных с игрой;
— отсутствие временного потолка;
— наличие реквизита;
— юмор.

Читайте с главной