Классный руководитель как организатор воспитательной работы в школе. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Виды и формы классных часов.
Воспитание как профессиональное явление представляет собой педагогическую деятельность специалистов по целенаправленному введению ребёнка в контекст современной мировой и отечественной культуры во имя становления личности молодого человека, его высокого физического, социального и духовного развития. Воспитание является одним из важнейших компонентом образования. Особая роль в нём принадлежит классному руководителю.
Работа классного руководителя объемна. Она требует от педагога высокой психолого- педагогической подготовки и дополнительного напряжения сил. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, — педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования.
Воспитательная цель, задачи и основные направления работы классного руководителя
Профессиональная деятельность классного руководителя должна осуществляться в полном соответствии с целью воспитания, которую ставит школа как образовательное учреждение, а именно — формирование личности как субъекта, способного строить жизнь, достойную Человека.
Формирование ценностных отношений школьника осуществляется в общей системе школьного воспитания, однако наблюдение за его ходом возлагается в первую очередь, на классного руководителя.
Содержание профессиональной работы классного руководителя определяется принятой школой программой воспитания, которая может быть частью ее программы развития. Она разрабатывается с учетом региональных особенностей и конкретных социальных, природных и материально-технических условий. На основании программы воспитания классный руководитель составляет план работы с классом. Программа воспитания и план работы являются базой его профессиональной деятельности.
Работа классного руководителя должна быть ориентирована на кодекс школы и традиционные правила высокой общечеловеческой и национальной культуры. В этих документах необходимо отразить пять ключевых задач деятельности классного руководителя.
1. Создание благоприятного социально-психологического климата в классе на основе принципов гуманистических взаимоотношений, утверждения нравственных поведенческих традиций, сплочения сообщества детей в коллектив и ценностно-ориентированной групповой деятельности.
2.Организация разнообразной групповой и индивидуальной деятельности во имя разностороннего развития молодого человека, вступающего во все более пестрый спектр социальных отношений. При этом важно, чтобы разные виды деятельности (познавательная, преобразовательная, художественная, общение) включили каждого школьника в широкое взаимодействие с миром.
3.Организация духовно-нравственной деятельности школьников, основанной, с одной стороны, на осмыслении ими жизни как таковой (общественной и личной, общечеловеческой и космической), а с другой стороны, на понимании собственного «Я». 4.Организация педагогической поддержки школьника в целях реализации его потенциальных творческих способностей.
5.Формирование у школьника отношения к собственному «Я» как представителю человечества, гражданину своего Отечества, члену общества, семьи, школьного коллектива. Поддержка его индивидуальности, отличной от другого «Я», но способной жить в содружестве с другими.
Достижение перечисленных выше задач возможно при условии наполнения организуемой в соответствии с ними деятельности адекватным содержанием, которое целесообразно построить в русле следующих основных направлений работы:
• изучение учащихся;
• организация и сплочение классного коллектива;
• координация деятельности учителей, ведущих уроки в классе;
• работа по повышению качества образования;
• организация и проведение внеклассной работы;
• укрепление дисциплины и привитие культуры поведения;
• организация работы с родителями.
Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями, которые можно распределить на три уровня:
I. Целевые функции.
К ним относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Основными функциями, определяющими содержание деятельности классного руководителя, являются следующие:
воспитание детей;
социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.
Задача классного руководителя заключается в интегрировании усилий всего педагогического коллектива в реализации этих функций.
II. Социально-психологические функции.
— организаторская (поддержка положительной доской инициативы, связанной с повышением уровня жизни; внимание акцентируется не столько на организации деятельности учащихся классным руководителем, сколько на помощи в самоорганизации);
— функция сплочения коллектива (классный руководитель акцентирует свое внимание на развитии ученического самоуправления).
III. Организация и управление деятельностью.
— диагностическая функция (классный руководитель определяет исходный уровень и постоянно отмечает изменения воспитанности учеников; эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребенка, на выявление причин неэффективности результатов и дает возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом);
— функция целеполагания (взаимодействие классного руководителя с учащимися в определении целей воспитательной деятельности; при этом доля участия педагога зависит от возраста учащихся; реализация этой функции отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя);
— функции контроля и коррекции (эти функции направлены на выявление положительных и отрицательных результатов взаимодействия классного руководителя с учащимися; на основе анализа этих результатов осуществляется коррекция деятельности классного руководителя).
Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми, которые различаются:
1) по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная;
2) по способу влияния педагога – непосредственные.
Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:
Дискуссионные формы:
— дистпут;
— дискуссия;
— беседа;
— конференция;
— круглый стол;
— вечер вопросов и ответов;
— встреча с приглашенными людьми;
— лекция;
— лекторий
— аукцион.
Формы состязательного характера:
— конкурс
— викторина
— путешествие
— КВН
— эстафета полезных дел
— смотр
— парад
— презентация
— турнир
— олимпиада;
Творческие формы:
— фестиваль
— выставка
— устный журнал
— живая газета
— творческий труд
— представление (проектов)
— юморина
— спектакль
— концерт
— ярмарка;
Игровые формы:
— ролевые игры
— сюжетные игры
— интеллектуальные:
/ казино
/ морской бой
— игры – катастрофы;
Формы психологического просвещения:
— тренинг
— исследование;
Подвижные формы:
— веселые старты
— малая олимпиада
— олимпиада
— день…(атлетики, здоровья и т.д.)

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Типы семей и особенности семейного воспитания. Взаимодействие...
  2. Основные характеристики личностных и профессиональных качеств педагога Основные характеристики личностных и профессиональных качеств педагога ДОУ в интерпретации современного стандарта дошкольного образования. Стиль...
  3. Урок как основная форма организации учебного процесса Урок как основная форма организации учебного процесса. Требования к уроку. Типы и структуры урока. Особенности...
  4. Воспитательный процесс, его характеристика Воспитательный процесс, его характеристика. Структура, движущие силы и логика воспитательного процесса. ФГОСы общего образования о...
  5. Педагогическое общение, стили, функции Педагогическое общение — система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией,...