Коллектив как условие воспитания и самореализации личности. Признаки, этапы развития коллектива. Закон движения коллектива (перспективы). Взаимоотношения личности и коллектива.

Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития (Психологический словарь).
Представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Он считал, что Коллектив — это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива, который объединяет наличие социально значимых целей.

Коллектив:
1- передает поведенческий опыт в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства.
2- появление взаимоответственности за конечные результаты, взаимопомощи.
3- реализация физического и художественного потенциала личности.
4 — приобретение индивидуального опыта, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, и присваивается общественный опыт.
5 — удовлетворяет потребности в общении и самоутверждении;
6- дает возможность познать себя, свои достоинства и проблемы.

Признаки коллектива (по Макаренко):
1- общественно ценные (значимые) цели;
2 — совместная деятельность по их достижению;
3 — отношения взаимной ответственности;
4 — организация органов самоуправления;
5 — направленность деятельности на общую пользу.
6 — наличие положительных традиций в коллективе;
7 — сплоченность;
8 — атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;
9 — сознательная дисциплина.

Стадии (этапы) развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом требований и позиции педагога (по А.С.Макаренко):
1 стадия — становление коллектива (стадия первоначального сплочения).
Педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решительные требования.
Группа отличается разобщенностью, невыполнением обязанностей, наличием враждебных группировок, недоброжелательным отношением к руководителю.
Задача педагога – сформировать актив (группа, поддерживающая требования и ценности воспитателя). Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

2 стадия — усиление влияния актива.
Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива.
Коллектив выступает уже как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Задача педагога — расширять актив, т. е. привлекать все больше ребят к активному участию; учить актив организаторским умениям, организация и налаживание отношений внутри коллектива. Устанавливаются более устойчивые межличностные отношения и отношения взаимной ответственности. Формируется коллективное самосознание: «Мы – коллектив».

3 стадия – расцвет коллектива.
Большая часть членов группы предъявляет более высокие требования к себе нежели к товарищам. Коллектив предъявляет требования в форме общественного мнения, которое выражает отношение к различным событиям и явлениям в жизни общества и данной группы. Это свидетельствует о высоком уровне развития внутри-коллективных отношений.
Меняются отношения членов коллектива к целям, друг к другу, вырабатываются общие ценности, традиции, возникает благоприятный социально-психологический климат эмоционального комфорта и защищенности личности. Полная самоуправляемость и самоуправление.

4 стадия — происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности всех членов коллектива. Расширяются и совершенствуются связи с другими коллективами. Выполнение нравственных норм становится потребностью каждого воспитанника, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива.

Развитие коллектива рассматривается как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ —каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а добавляется к ней.

На современном этапе развития педагогической мысли А.Н. Лутошкин выделил эмоционально-образные уровни в развитии коллектива:
1) «Песчаная россыпь»: Люди малознакомые. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к «рассыпчатости» группы. Группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
2) «Мягкая глина»: первые усилия по сплочению коллектива. Скрепляющее звено — формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные.
3) «Мерцающий маяк»: преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу. В группе есть организаторы, актив. Активность проявляется всплесками, инициатива проявляется недостаточно.
4) «Алый парус»: Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью. У большинства проявляется чувство гордости за свой коллектив, но коллектив не всегда готов признать свои ошибки.
5) «Горящий факел»: тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Закон движения коллектива (перспективы) — А.С. Макаренко: коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Практическая цель, которая может увлечь и сплотить детей наз-ся перспективой.
Виды перспектив:
1) близкая (она должна опираться на личную заинтересованность): поход в цирк, игра-соревнование.
2) средняя (это проект коллективного события, отодвинутого во времени): подготовка к проведению школьного праздника.
3) далекая (цель, отодвинутая во времени, требующая приложения усилий для достижения; сочетаются личные и общественные потребности): успешное окончание школы и последующий выбор профессии.
Обязательное условие прогрессивного движения коллектива — непрерывная смена перспектив, постановка новых, более трудных задач.

Модели развития отношений между личностью и коллективом:
1) личность подчиняется коллективу (конформизм);
2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);
3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Основные характеристики личностных и профессиональных качеств педагога Основные характеристики личностных и профессиональных качеств педагога ДОУ в интерпретации современного стандарта дошкольного образования. Стиль...
  2. Классный руководитель как организатор воспитательной работы в школе Классный руководитель как организатор воспитательной работы в школе. Функции и основные направления деятельности классного руководителя....
  3. Основные этапы в развитии дошкольной педагогики Дошкольная педагогика: предмет, категории, задачи, истоки, основные этапы в развитии дошкольной педагогики. Связь дошкольной педагогики...
  4. Педагогические условия формирования математических представлений у дошкольников Педагогические условия формирования математических представлений у дошкольников. Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной...
  5. Психические особенности подросткового возраста Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12...