Программа как основной документ, регулирующий содержание образования в ДОУ.
Конструирование образовательных программ для дошкольников.

Образовательная программа, реализуемая в ДОУ, рассматривается применительно к широкому контексту жизнедеятельности ребенка и включает как воспитание, развитие, так и охрану, укрепление здоровья воспитанников, совместную, самостоятельную деятельность детей и взрослых. Следовательно, проектирование образовательной программы является источником формирования содержания дошкольного образования, с одной стороны, и конечных результатов его освоения — с другой. Важно помнить о специфике дошкольного образования, основанной на признании самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности
В существующей психолого-педагогической литературе термин «образовательная программа» употребляется в разном значении:
I. Образовательная программа при переходе работы ДОУ из режима функционирования в режим развития.
Такая программа представляет собой описание системы мероприятий, осуществляемых в ДОУ для достижения поставленных целей.
II. Образовательная программа как перспективный план, определяющий содержание, направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения.
III. Образовательная программа как основа индивидуализации пространства развития детей.
С одной стороны, образовательная программа призвана реализовать требования к организации образовательного процесса в ДОУ со стороны государства. В этом смысле важны возможности образовательного учреждения в обеспечении необходимых условий для образования детей.
Приведем наиболее развернутую структуру программы.
1. Пояснительная записка.
Назначение образовательной программы, эволюция образовательного учреждения в данном контексте, возможности учреждения.
2. Концепция программы.
Данный компонент содержит исходные философские, физиологические, психологические, педагогические идеи, определяющие основные принципы и позиции программы, ее своеобразие, отличие от других программ, содержательную новизну. Исходная теория (концепция) задает основные направления педагогической модели, в рамках которой осуществляется развитие ребенка.
3. Целевой компонент.
Выделение стратегических компонентов, определяющих направления и содержание деятельности ДОУ, формулировка миссии образования детей, конкретизации цели и задач образовательной работы
4. Содержательный компонент.
Структурирование содержания дошкольного образования поосновным направления деятельности ДОУ, определение исходных принципов и путей моделирования и реализации содержания.
5. Технологический компонент.
Разработка технологий реализации содержания дошкольного образования. Определение системы деятельности педагогического коллектива, способов интеграции и согласования отдельных направлений образовательной работы с детьми.
6. Условия реализации.
Необходимое кадровое, административное, методическое, дидактическое, материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.
7. Управление (контроль, оценка, диагностика и мониторинг).
Технология управления процессом и результатами реализации программы со стороны родителей, педагогов, администрации ДОУ, органов управления образованием. Механизмы отчетности и регистрации результатов реализации программы.
8. Сопроводительные материалы.
Материалы, конкретизирующие, расширяющие, дополняющие, иллюстрирующие содержание и ход реализации программы. В практике дошкольного образования складываются несколько подходов к моделированию структуры и содержания образовательной программы.
Данные подходы формировались в процессе решения типичных для ДОУ проблем.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Образовательная и учебные программы Образовательная и учебные программы: понятия, виды, характеристика структурных элементов.Рабочий учебный план....
  2. Структура современной системы образования Закон РФ «Об образовании в РФ». Структура современной системы образования. Уровни общего образования. Система дополнительного...
  3. Содержание общего образования Содержание общего образования. Источники, факторы и принципы отбора содержания образования. документы, определяющие содержание общего образования...
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС): Понятие,функции, структура. Личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения...
  5. Система образования РФ: принципы, структура Система образования РФ: принципы, структура. Дошкольные образовательные учреждения в системе непрерывного образования....