Образовательная и учебные программы: понятия, виды, характеристика структурных элементов.Рабочий учебный план.
Особенности организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС общего образования.
На различных ступенях образования возможны варианты образовательных программ по одному и тому же учебному предмету, которые отличаются своим предназначением:
• базовая (типовая учебная программа) образовательная программа;
• образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов;
• образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т.д.);
• авторская программа;
• дополнительная образовательная программа обучения и др.
Таким образом, в образовательном учреждении возможно обучение по нескольким вариантам учебной программы.
1. Учебная программа — это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. Полнота усвоения программных требований учащимися есть основной критерий успешности и эффективности процесса обучения.
2. Учебная программа — документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня образования.
Федеральная примерная (типовая) программа
Утверждена Министерством образования Российской Федерации и представляет информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования.
Данные программы являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и компонент образовательного учреждения, методический потенциал учителя, уровень подготовленности обучающихся, возможности использования новых информационных технологий.
Программы для общеобразовательной средней школы являются формой фиксации содержания учебного материала для включения его в реальный учебный процесс, т.е. служат реализации в учебном процессе планируемого содержания.
Программа является вместе с тем нормативным документом, направляющим деятельность учителя и учащихся, детерминирующим деятельность составителей учебников и методических пособий. Она должна включать признаки нормативного документа, имплицирующего через содержание образования на уроке.
Модифицированная или адаптированная программа
По содержанию и логике реализации эта программа совпадает с федеральными примерными (типовыми) программами.
Изменения вносятся с учётом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых объединений детей, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов по данной программе точно не определена и не нормирована.
программ для учреждений общего образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:
• образовательная программа ОУ рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию,
• образовательная программа есть внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми,
• содержание образования не может сводится только к знаниям, умениям, навыкам, должно иметь развивающую направленность и включать различные компоненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается,
• содержание образования, разрабатывается на основе федеральных, региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учетом требований основного потребителя образовательных услуг – семьи,
• образовательная программа есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования и аккредитации образовательного учреждения, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.

ФГОС ступеней общего образования определяют следующую структуру основной образовательной программы:
• пояснительная записка
• планируемые результаты
• учебный план
• программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования
• программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план
• программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования
• программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
• программа коррекционной работы
• система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
• план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы
• система условий реализации основной образовательной программы[3]
Основная образовательная программа направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования разрабатывается по каждому направлению подготовки (специальности), уровню высшего профессионального образования, профилю (магистерской программе) с учетом формы обучения и включает в себя:
• учебный план
• рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
• другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся
• программы учебной и производственной практик
• календарный учебный график
• методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий

Учебная программа – это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебной дисциплине. Она представляет собой логическую структуру изучения материала с указанием последовательности изучаемых тем и вопросов. Критерий успешности и эффективности процесса обучения – усвоение знаний, предусмотренных программой учебной дисциплины.
Исследователи выделяют функции учебной программы:
1. описательную (программа описывает содержание учебной дисциплины);
2. идейно-мировоззренческую (знания, предусмотренные программой, направлены на формирование научного мировоззрения и духовности студента);
регулирующую, или организационно-методическую (учебная программа организует деятельность и преподавателя по подготовке к занятиям, и студента по самостоятельному изучению дисциплины).

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Структура современной системы образования Закон РФ «Об образовании в РФ». Структура современной системы образования. Уровни общего образования. Система дополнительного...
  2. Содержание общего образования Содержание общего образования. Источники, факторы и принципы отбора содержания образования. документы, определяющие содержание общего образования...
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС): Понятие,функции, структура. Личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения...
  4. Конструирование образовательных программ для дошкольников Программа как основной документ, регулирующий содержание образования в ДОУ. Конструирование образовательных программ для дошкольников....
  5. Принципы обучения как категория дидактики Принципы обучения — это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса...