Образовательные технологии диалогового взаимодействия: беседа, дискуссия, дискурсия (по выбору). Образовательный потенциал, этапы и приемы реализации.

В.П. Беспалько — важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество.

Осн. роль технологий диалогового взаимодействия в том, чтобы в процессе межличностного диалога осуществлять свободное самораскрытие личности, вдохновлять учащихся искать разнообразные способы для выражения своих мыслей, отстаивать и осваивать новые ценности.
Внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному пониманию учащимися предметного содержания изучаемых тем, развитию способности к переносу знаний в новые условия, вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.

Дискуссия в педагогике — метод группового обучения, обеспечивающий активное вовлечение учащихся в обмен мнениями, идеями и соображениями о способах разрешения какой-либо проблемы.
«Дискуссия в педагогике — публичное обсуждение спорной проблемы, используемое для целенаправленного влияния на сознание и формирование социально ценных убеждений» (И.З.Гликман)

Образовательный потенциал дискуссии, она способствует:
1. активному включению учащихся в поиск истины;
2. созданию условия для открытого выражения своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме.
3. организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся.
4. возможности получить разнообразную информацию от собеседников.
5. стимулированию творчества обучающихся.
6. развитию их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов.
7. повышению коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс.

Этапы реализации:
I. Начало (введение в тему)
Задачи:
1- заинтересовать учащихся проблемой дискуссии;
2- создать благоприятную обстановку для свободного выражения
II. Ведение дискуссии (решаются задачи, описанные в пед. потенциале).
II — А. Перенос (этот этап может быть реализован и в начале, и в середине, и в конце второго этапа. Его сущность – в переходе с абстрактного уровня обсуждения проблемы на реалии жизнедеятельности конкретного коллектива: «А возможно ли подобное у нас?», «А мы обычно как поступаем в таких случаях?» и т.п.)
III. Завершение дискуссии (формулируются выводы, обобщается сказанное). При подведении итогов учебной дискуссии необходимо ясно сформулировать выводы, кратко суммировать новые знания, напомнить основные аргументы, пути доказательства.
IV. Анализ дискуссии (педагог вместе с участниками кратко анализирует ход дискуссии, отмечает отдельных участников за наиболее интересные высказывания, глубокие мысли, обращает внимание на корректность спора, допустимость используемых аргументов, умение коллективно решать проблемы).
V. Последействие (важно, чтобы выработанные идеи нашли свое применение в жизни).

Приемы введения в дискуссию: изложение проблемы или описание конкретного случая; демонстрация кинофильма; демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал); приглашение экспертов; использование текущих новостей; магнитофонные записи; инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода и т.д.

В процессе дискуссии каждый из участников выполняет определённую роль и строго следует принятым обязанностям. По И.С. Сергееву, роли должны быть следующими:
Ведущий – решает все задачи организации обсуждения вопроса, вовлекает в обсуждение всех членов группы,
Аналитик – задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергает сомнению высказанные предложения, идеи и мысли.
Протоколист (секретарь) – фиксирует все, что относится к решению проблемы, обычно представляет мнение группы для всего класса.
Наблюдатель – оценивает участие каждого члена группы в дискуссии на основе выделенных заранее (учителем) критериев.
Хранитель времени – соблюдает временные рамки обсуждения.

Для повышения эффективности технологии учитель:
• дает время, чтобы ученики смогли обдумать ответы;
• избегает неопределенных, двусмысленных вопросов;
• обращает внимание на каждый ответ;
• изменяет ход рассуждений ученика – расширяет мысль или меняет ее направленность;
• уточняет, проясняет высказывания детей, задавая уточняющие вопросы;
• предостерегает от чрезмерных обобщений;
• побуждает учащихся к углублению мысли.

Виды дискуссии (Н. А. Морева):

А) «Круглый стол» — направлена на обсуждение актуальной темы, требующей всестороннего анализа, кол-во участников 15-25 человек.
Б) «Дебаты» — проводится в ролевой форме, разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы. Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов.
В) «Аквариум» — для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения учащихся отстаивать и аргументировать свою позицию, позволяет участникам отрефлексировать свое поведение в процессе дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его.
Г) «Вертушка» — учащиеся обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы, на каждом этапе участник занимает новую позицию. Таким образом, обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки.
Д) «Конференция» — обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы, характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение.
Е) «Дискуссия-соревнование» — Все участники делятся на команды. Выбирается жюри, критерии оценивания предлагаемых решений, согласовывается тема дискуссии и система баллов. В конце — коллективное обсуждение предложенных вариантов решения проблемы. Затем жюри объявляет результаты, комментирует их.

Важно продумать форму подведения итогов – в форме краткого повторения хода дискуссии и выводов, в творческой форме – создание плаката и т.д., в виде схемы. Анализ и оценка дискуссии повышают ее пед. ценность и развивают коммуникативные навыки учащихся. Анализироваться должно выполнение как содержательных, так и организационных задач.

Читайте с главной