Дошкольная педагогика: предмет, категории, задачи, истоки, основные этапы в развитии дошкольной педагогики. Связь дошкольной педагогики с другими науками.
Предмет дошкольной педагогики – это теории и технологии
организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности детей в дошкольном образовательном
учреждении.
Категории:
1. Воспитание — процесс формирования интеллектуальных, духовных и физических сил личности.
2. Образование — процесс приобретения знаний, умений и навыков.
3. Обучение — целенаправленный двусторонний процесс по передаче и приобретению знаний.
4. Развитие — процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Основные задачи дошкольной педагогики:
 Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования.
 Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации.
 Создание госстандарта дошкольного образования.
 Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации.
 Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения).
 Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.
 Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.
 Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОУ.
 Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.
 Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.
Первые воспитательные системы
Эмпирический этап развития педагогики
Начиная с древнейших времен, человечество накапливало опыт воспитания и обучения детей.
1 стадия – зарождение первых педагогических воззрений, мыслей и идей, касающихся воспитания и обучения детей, в учениях древнегреческих философов – Демокрита, Сократа и др. (IV–III вв. до н.э.). В частности, Демокрит большое значение уделял идеям развития разума и мудрости у подрастающего поколения, софисты при этом обращали внимание на формирование умений мыслить и говорить. Сократ предложил для этого вопросно-ответный (сократический) метод обучения.
Аристотель говорил о необходимости освоения знания и опыта предшествующих поколений и выдвинул идею о всестороннем развитии личности (учение о дианоэтических добродетелях). При этом он писал о том, что в возрасте до 5 лет решающее значение во всестороннем развитии ребенка имеют игра и развитие речи, вопросы укрепления физического здоровья ребенка.
На Востоке эти идеи вылились в концепцию идеального человека – не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию. Акцент делался на необходимость всестороннего физического и духовного развития детей, формирования у них таких качеств, как вежливость и уважение к старшим, справедливость и смелость.

На следующей, 2 стадии, педагогическая мысль развивалась в условиях эпохи рабовладельческого строя и феодализма. На Западе она формировалась в основном через обобщение опыта афинского и спартанского воспитания, школ греческой культуры, позднее – системы иезуитского и христианско-католического образования.Развитие идей воспитания и обучения детей в основном сместилось с философского на религиозный аспект, и транслировалось через церковную проповедь. Благодаря этому в Средние века наибольшее распространение получили идеи нравственного развития и воспитания. В этом отношении следует выделить труды святителя Иоанна Златоуста и патриарха Фотия. Так, И. Златоуст предупреждал о необходимости противопоставления методам авторитарного давления на личность ребенка совета, увещевания и предостережения, а патриарх Фотий обращал внимание на необходимость предъявления требований к личности самого педагога:
Этап формирования педагогики как науки
Научная педагогическая мысль зародилась в XVII в. Это было связано с формированием педагогической теории в эпоху капитализма в странах западной Европы, в России и на Востоке.
1 стадия – развитие педагогических взглядов и идей в эпоху Возрождения – в их основу легла идея воспитания гармонично развитой личности, которая обладает физическим и духовным совершенством, умеет ценить жизнь. В
2 стадия – становления и развития дошкольной педагогики в эпоху Нового времени. Большую роль в этом сыграли оптимистический взгляд на природу ребенка, заложенный эпохой Возрождения, идеи и педагогическая деятельность Я. А. Коменского, Дж. Локка, И. Г. Песталоцци и др.

В этот период были разработаны принципы воспитания и обучения детей (принцип природосообразности Я. А. Коменского, принцип культуросообразности А. В. Дистервега), выделены направления (физическое, умственное и нравственное воспитание и др.) и методы семейного воспитания и дошкольной педагогики (естественный метод образования Я. А. Коменского, метод элементарного образования И. Г. Песталоцци и др., описательный, аналитический и синтетический методы обучения И. Ф. Гербарта и др.).
3 стадия – становление общественной системы дошкольного воспитания и образования под влиянием идей Просвещения. Огромная заслуга в этом принадлежит дошкольным учреждениям Франции, создавшим систему «материнских школ» для маленьких детей, воплотившим идеи семейного воспитания в практике общественного воспитания. В это же время идет интенсивная разработка педагогических теорий (теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо и др.) и авторских педагогических систем (Ф. Фребеля, М. Монтессори и др.), которые были реализованы в детских садах Германии и др. странах Европы. Создаются ассоциации воспитателей.
Общественная педагогическая мысль в России также развивалась под влиянием идей Нового времени и европейского Просвещения – как писала Е. Н. Водовозова, «новые идеи, внесенные в русское общество литературою и правительством», появились во время царствования Екатерины Второй. Они были связаны с распространением и анализом произведений европейских мыслителей и педагогов: «Великой дидактики» Я. А. Коменского, «Мыслей о воспитании» Д. Локка, «Как Гертруда учит детей», «Книга для матерей» И. Песталоцци и др.
Особенностью русской дореволюционной педагогики стало то, что цель воспитания выводилась из трех начал – православия, самодержавия и народности – и ясного понимания того, что «молодое поколение надо воспитывать для общества». Большое значение придается умственному и нравственному воспитанию, подчеркивается роль игр детей и двигательной активности (труды К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозовой, И. А. Сикорского и др.).

Связь дошкольной педагогики с другими науками

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Структура современной системы образования Закон РФ «Об образовании в РФ». Структура современной системы образования. Уровни общего образования. Система дополнительного...
  2. Основные задачи воспитания и их взаимосвязь Основные задачи воспитания и их взаимосвязь. Содержание воспитания, сущность, ценности, формы реализации, требования ФГОСы общего...
  3. Содержание общего образования Содержание общего образования. Источники, факторы и принципы отбора содержания образования. документы, определяющие содержание общего образования...
  4. Система образования РФ: принципы, структура Система образования РФ: принципы, структура. Дошкольные образовательные учреждения в системе непрерывного образования....
  5. Воспитательный процесс, его характеристика Воспитательный процесс, его характеристика. Структура, движущие силы и логика воспитательного процесса. ФГОСы общего образования о...