Термин «управление» появился в науке и практике не так давно. Понятие «управление» происходит от древнеанглийского «manage», которое произошло от латинского слова «манус», что означает «рука».
Под управлением понимаются деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.
Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.
Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса
Педагогический менеджмент имеет присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.
Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, орудием труда – язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента – обучающихся.
В теории и практике внутришкольного управления выделяются основные принципы управления, к числу которых относятся:
1.Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами — выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным.
Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира.
2. Системность и целостность управления школой — этот принцип предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Он подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.
3.Рациональное сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении — принцип обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.
4. Единство единоначалия и коллегиальности — реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом.
Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.
Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса.
5. Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами — эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации.
Школа как объект управления.
В управлении школой принято выделять как минимум две группы условий — общие и специфические. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, географические условия. К специфическим — особенности социально-демографического состава учащихся; местонахождение школы — городская или сельская; материальные возможности школы, оборудование учебно-воспитательного процесса; воспитательные возможности окружающей среды.
Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления:
Первый уровень — директор школы; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень — заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе.
Третий уровень — учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности.
Четвертый уровень — учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками.
Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Коллектив как условие воспитания и самореализации личности Коллектив как условие воспитания и самореализации личности. Признаки, этапы развития коллектива. Закон движения коллектива (перспективы)....
  2. Классный руководитель как организатор воспитательной работы в школе Классный руководитель как организатор воспитательной работы в школе. Функции и основные направления деятельности классного руководителя....
  3. Основные характеристики личностных и профессиональных качеств педагога Основные характеристики личностных и профессиональных качеств педагога ДОУ в интерпретации современного стандарта дошкольного образования. Стиль...
  4. Воспитательный процесс, его характеристика Воспитательный процесс, его характеристика. Структура, движущие силы и логика воспитательного процесса. ФГОСы общего образования о...
  5. Реализация проблемы межпредметной интеграции Реализация проблемы межпредметной интеграции в педагогическом процессе современного ДОУ. Интеграция в организации обучения рассматривается в...