Педагогическое общение — система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. (Бодалев Алексей Александрович)
Выделяют три функции педагогического общения:
1. Обучающая. Это ведущая функция, но в то же время является лишь частью многостороннего взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально организованном процессе любого уровня системы образования – дошкольном, школьном, вузовском.
2. Воспитывающая. Обеспечивает процесс нравственного воспитания.
3. Фасилитативная. Она заключается в том, что учитель помогает ученику выразить себя. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

Педагоги — психологи в наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных:
1. Авторитарный — характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.
2. Попустительский — самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее.
3. Демократический — то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.
Для неопытных (молодых) педагогов св-ны:
4. Общение-дистанция — суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция.
5. Заигрывание — тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны — отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. (А.С.Макаренко резко осуждал такую «погоню за любовью»).
Стили руководства деятельностью:
Наиболее рас¬пространенной классификацией стилей руководства является классификация:авторитар¬ный, демократический и либеральный (попустительский) стили. Наиболее эффективным в педа¬гогическом общении, в большинстве случаев, оказывается демократический стиль. Следствием его применения является повышение интереса к работе, пози-тивная внутренняя мотивация деятельности, повышение групповой сплоченнос¬ти, появление чувства гордости общими успехами, взаимопомощи и дружелюбия во взаимоотношениях.
Этапы педагогического общения:
1. Прогностический этап общения (моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности) включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. На этапе идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности.
2. Начальный период общения (организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним (от 2 до 5 минут)). Его условно называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны: техника быстрого включения в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.
3. Управление общением. На этом этапе педагог решает коммуникативные задачи, поддерживает инициативу учеников, организовывает диалогическое общение, корректирует свои замыслы с поправкой на реальные условия.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. На этом этапе учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения; осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми; спланировать систему предстоящего общения с учетом необходимых корректив.
Основные правила педагогического общения
• Проявлять педагогический такт.
• Уметь: по внешним признакам определять состояние ребенка; поддерживать мимикой, позой высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением; не прерывать собеседника; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); управлять голосом (интонация, дикция); управлять мимикой, жестами; уменьшать монологическую речевую деятельность в диалоге.
• Уметь: управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания); установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций; «свечение» (В.Л.Леви) – излучение тепла, любви, доброжелательности.
Педагогический такт — это педагогически грамотное общение в сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически целесообразный и эффективный способ воздействия, меры, скорость реакции, способность быстро оценивать ситуацию и находить оптимальное решение.
Педагогический такт учителя проявляется с первой до последней минуты контакта с учащимися, на любом занятии. Педагогический такт предполагает: уважение к школьнику и требовательность к нему; развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;внимательность к психическому состоянию школьника, разумность и последовательность требований к нему; развитие мышления и воли школьников, продуманная помощь им в работе, отзывчивость проявление заботы о них; настойчивость учителя в работе с учениками и применение различных способов, приемов воспитательного воздействия с учетом их педагогической эффективности;доверие к учащимся; педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками;спокойная уверенность, уравновешенность и выразительность в обращении.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Основные характеристики личностных и профессиональных качеств педагога Основные характеристики личностных и профессиональных качеств педагога ДОУ в интерпретации современного стандарта дошкольного образования. Стиль...
  2. Классный руководитель как организатор воспитательной работы в школе Классный руководитель как организатор воспитательной работы в школе. Функции и основные направления деятельности классного руководителя....
  3. Профессиональное педагогическое образование Начальное профессиональное образование — учебные заведения начального профессионального образования выпускают квалифицированных рабочих и служащих. Длительность...
  4. Урок как основная форма организации учебного процесса Урок как основная форма организации учебного процесса. Требования к уроку. Типы и структуры урока. Особенности...
  5. Педагогический менеджмент Термин «управление» появился в науке и практике не так давно. Понятие «управление» происходит от древнеанглийского...