Педагогическое проектирование. Цель, объекты, принципы. Уровни и формы проектирования. Этапы проектирования. Логика проектирования образовательного процесса.

Пед. проектирование — это предварительная разработка основных частей, деталей, которые необходимы для дальнейшей деятельности обучающихся и обучающего, функция любого педагога.
Пед. проектирование – это создание предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов.
Основоположник теории и практики пед. проектирования — А.С. Макаренко, который рассматривал воспитательный процесс как организованное «педагогическое производство».

Объекты пед.проектирования:
1) пед. ситуация – это составная часть пед. процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Они возникают или создаются в процессе урока, экскурсии и т.п., и тут же разрешаются. В нее входят 2 субъекта деят-ти – педагог и ученик, и способы их взаимодействия.
2) пед. процесс (главный объект) — объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
3) пед.система – целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Принципы пед. проектирования:
1) Принцип человеческих приоритетов, предполагает:
А) подчинение проектируемых педсистем, процессов, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников;
Б) ненавязывание учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умение отступить, заменить их другими;
В) отказ от жесткого и детального проектирования, возможность для импровизации;
Г) необходимо ставить себя на место учащегося и мысленно прогнозировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.
2) Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций – т.е. создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

Формы пед. проектирования — это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие пед. систем, процессов или ситуаций:
1) Концепция —посредством нее излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения пед. систем или процессов; строится на результатах научных исследований. Назначение — изложить теорию в конструктивной, прикладной форме.
2) Модель – аналог пед. процесса, в котором отражаются его компоненты и взаимосвязи между ними. (Пример — модель выпускника, в которой отражены приоритетные качества личности, над формированием которых работает пед. коллектив).
3) План —документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения (учебный план, план учебно-воспитательной работы, план урока и др.).

Уровень пед.проектирования — это степень обобщенности (универсальности) проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектных действий:
1) Концептуальный — создание концепции объекта или его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня.
2) Содержательный — получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения (стандарт начального образования, программа развития гимназии).
3) Технологический — алгоритмическое описание способа действий (технология полного усвоения учебного материала, методика коллективного творческого дела).
4) Процессуальный — выводит проектную деят-ть в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению. (методические разработки уроков, сценарий проведения праздника и др.)

Этапы проектирования:
I этап – моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
II этап – проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
III этап – конструирование (создание конструкта)- дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Логика проектирования образовательного процесса (Г.Е.Муравьева):
1- анализ исходных данных, конкретизация образовательных целей
2- генерирование идей: составление вариантов технологических способов обучения, т.е. приемов учебно-познавательной деят-ти учащихся по овладению содержанием образования.
3- оценка каждого варианта и выбор оптимального – создание общей модели проектируемого образовательного процесса
4- разработка приемов реализации выбранного технологического способа, т.е. системы дидактических приемов деятельности учителя по управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся.
5- подбор необходимого материально-технического оснащения образовательного процесса
6- мысленное экспериментирование – проигрывание будущего процесса, установление и уточнение пространственно-временных характеристик процесса
7- документальное оформление проекта.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС): Понятие,функции, структура. Личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения...
  2. Содержание общего образования Содержание общего образования. Источники, факторы и принципы отбора содержания образования. документы, определяющие содержание общего образования...
  3. Педагогический менеджмент Термин «управление» появился в науке и практике не так давно. Понятие «управление» происходит от древнеанглийского...
  4. Конструирование образовательных программ для дошкольников Программа как основной документ, регулирующий содержание образования в ДОУ. Конструирование образовательных программ для дошкольников....
  5. Технологии репродуктивного типа Технологии репродуктивного типа: монологического изложения информации, технология формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами, технология...