Реализация проблемы межпредметной интеграции в педагогическом процессе современного ДОУ.
Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец. Учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход.
Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы.
Р.М.Чумичева выделяет следующие формы организации образовательного процесса на основе принципа интеграции:
-пластообразная (наслоение пластов содержания различных образовательных областей и видов деятельности, которые пронизаны одной целью – создание у ребенка целостной картины мира. Подбор к отбору содержания предполагает осмысление педагогом логики и последовательности чередования пластов.
-спиралевидная (содержание, виды деятельности, в которые включен ребенок, будут постепенно нарастать количественно и качественно, изменяясь на каждом витке)
-контрастная (строится на принципах диалога и контраста и заключается в рассуждениях между педагогом и детьми о явлениях, событиях и понятиях.
-взаимопроникающая (постепенное проникновение одного вида деятельности в другую или одной образовательной области в другие)
-индивидуально – дифференцированная (ориентирована на создание условий для творческого развития ребенка т. е создание предметно – развивающей среды и социокультурного окружения)
Методы интегрирования:
• Связь (тематика, образ и т.д.)
• Перевод из одного в другое (одна образовательная область становится средством передачи другой)
• Соподчинение (одна образовательная область, вид деятельности доминирует над сотрудничающей другой.
• Симбиоз (взаимодействие)
Принципы интеграции:
1 принцип единства интеграции и дифференциации,
который выражает способ самоорганизации образования. Интеграция и дифференциация представляют собой неделимую пару, каждое понятие из которых служит средством содержательного наполнения другого.
2 принцип антропометризма,
определяющий положение ребенка и взрослого в интегральной образовательной системе, т.е. ребенок становится субъектом не только внутрипредметной, но и межпредметной интеграции.
принцип культуросообразности.
Ведь ориентация на культуру – это новый тип российского педагогического сознания, активно развивающийся в последнее время (В.С.Библер, В.П.Зинченко, Е.В.Бондаревская и др.) Этот принцип позволяет поднять наше образование на качественно новый уровень организации. Внутрипредметная интеграция может быть дополнена межпредметной интеграцией. И за счет этого современное образование повысит свой культуросообразный характер.
Основанием интеграции в образовательном процессе ДОУ
может служить: Необходимость совместных усилий всех специалистов ДОУ. Комплексно – тематическое планирование Сходство изучаемых объектов и явлений; Единство ведущих идей.

Читайте с главной