Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Типы семей и особенности семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Семья — это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья явл-ся начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности.

Задачи семьи:
1. Создать максимальные условия для и развития ребенка.
2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.
3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим.
4. Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
5. Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. (Г. М. Коджаспирова).

Типы семей:

I. по составу:
1) нуклеарная или простая семья (состоит из 1 поколения) — больше самостоятельности и ответственности, меньше конфликтов между «отцами» и «детьми», но у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в их воспитании.
а) элементарная (муж+жена+ребенок) – полная, неполная, составная (несколько детей)
б) расширенная или сложная семья (несколько поколений, живущих вместе и связанные общим бытом).

II. В зависимости от кол-ва детей:
а) бездетная или инфертильная
б) однодетная
в) малодетная (2 реб-ка)
г) многодетная (3 и более детей)

III. по типу взаимоотношений:
а) патриархальная (глава семьи — мужчина)
б) матриархальная (глава семьи — женщина)
в) партнерская (равноправие)

С учетом воспитательного воздействия можно выделить 4 типа семейных отношений:
1) Диктат – подавление родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Ребенок несамостоятельный, безынициативный, с «надломленным» чувством собственного достоинства и верой в себя и свои возможности.
2) Опека — чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте перерастает в гиперопеку. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Но существует и противоположное понятие-гипоопека – это сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Ребенок становится эгоистом.
3) «Невмешательство» — признание возможности независимого существования взрослых от детей. Параллельно существуют 2 мира: взрослые и дети. В основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
4) Сотрудничество — опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Такая семья впоследствии становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Традиционный вид классификации стилей общения в семье:
1) Авторитарный — стремление к абсолютному подчинению детей родителям. Общение с ребенком часто в приказном тоне, его желания не учитываются, инициатива подавляется, индивидуальные особенности не замечаются и оставляются без внимания. Дети растут замкнутыми, не имеют развитого мышления и неспособны к творчеству.
2) Демократический — взаимная любовь, уважение и стремление к созданию оптимального душевного комфорта для всех членов семьи. Взрослые общаются с детьми «на равных», воспринимая их как полноценных членов семьи. Наказание — огорчение родителей, осуждение действий и поступков. Дети коммуникабельны, с радостью проявляют инициативу и легче находят свое место в жизни.
3) Либеральный — всепрощение и вседозволенность. Родители боятся не угодить ребенку, стремятся удовлетворить все его потребности и желания, таким образом завоевывая любовь ребенка. Ребенок вырастает человеком лицемерным, расчетливым, неспособен к дисциплине и самовоспитанию.

Отечественный педагог и психолог П.П.Блонский говорил: «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей».
Взаимодействие семьи и школы предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, для раскрытия и развития в ребенке его лучших качеств и свойств.

Организация сотрудничества семьи и школы происходит через:
1- включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
2- правовое просвещение родителей;
3- оказание помощи родителям в семейном воспитании;
4- оказание родителями материально- финансовой помощи школе;
5- совместная со школой организация соц. защиты детей;
6- организация ЗОЖ ребёнка в семье и школе.

Направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи:
1) формирование активной педагогической позиции родителей: Педагоги опираются на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе, привлекают родителей в дела школы и класса. Как следствие – партнерские взаимоотношения между педагогами и родителями, участие родителей не только в воспитании своего ребенка, но и класса в целом.
2) Вооружение семьи пед. знаниями и умениями и приобретение практических навыков
3) Взаимодействие соц. службы с семьями: профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Формы работы: индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.
4) вовлечение родителей в органы школьного самоуправления.

Осн. формы работы классного руководителя с семьей:
1) массовые (родительские собрания, конференции, пед. лекции, обмены опытом семейного воспитания, вечера вопросов и ответов, дни коллективного отдыха),
2) групповые (родительский комитет, совет класса, беседы),
3) индивидуальные (консультации, беседы, посещение семьи).
Методика взаимодействия класс.руководителя с родителями: поиск контакта – поиск общей темы для разговора – упрочение сотрудничества в воспитании.

Читайте с главной