Содержание общего образования. Источники, факторы и принципы отбора содержания образования. документы, определяющие содержание общего образования (общая характеристика)
Общее образование в России — вид образования в России, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования[1].
Сегодня общее образование может быть представлено, с одной стороны, как сквозная линия всей системы непрерывного образования, а с другой — как общеобразовательная подготовка человека, предшествующая профессиональной.
В последнем случае в содержание общего образования входят три основных цикла изучаемых учебных предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки.
Источники содержания образования.? Их несколько. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин к ним относят культуру, виды деятельности, логику развертывания каждой деятельности, средства и организационные формы обучения . Результаты познавательной деятельности сконцентрированы в науке. Значит, в частности, она составляет важнейший источник содержания образования. Но общечеловеческая культура, в том числе и наука, не могут быть представлены в полном объеме в содержании общего образования. Для изучения даже части культуры не хватило бы всей жизни человека. Есть факторы, которые влияют и на объем, и на характер отбираемого содержания. Те же ученые-дидакты в числе таких факторов указывают: а) потребности и цели общества; б) законы и закономерности учебной деятельности; в) интеллектуальные возможности самих учащихся, так сказать, пропускную способность воспринимающих систем ученика; г) в конкретном процессе обучения таким фактором безусловно выступает и сам учитель . В этом направлении надо продолжать поиски. Названные факторы можно бы сравнить с фильтрами (или решетами), имеющими ячейки разных размеров, через которые одни фрагменты содержания проходят, а другие — нет, отсеиваются и, следовательно, в дальнейшем в содержание обучения не войдут
Факторы формирования содержания образования
В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании.
Принципы .И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, формулируя ряд таких принципов, (см. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н Скаткина. Изд. 2-е. М., 1982. С. 124-125).:
• в содержание образования включаются научные знания, отображающие современную картину мира.
• в содержание образования включается все, что имеет общеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности;
• в содержании образования необходима оптимально доступная и экономная логика развертывания основных знаний при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий;
• в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания;
• сознательность усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей;
• в содержание образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом;
• необходимо реализовать межпредметные связи.
следующих трех основных принципах, предложенных В.В. Краевским и дополненных нами:
• принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества;
• принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана;
• принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.

Документы, регламентирующие содержание образования – это Федеральные государственные образовательные стандарты, учебные планы, учебные программы, учебная литература.
Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п.
Учебный план фиксирует рекомендуемый состав учебных предметов и распределение между ними учебного времени. Существует три основных вида учебных планов: базисный учебный план школы (БУП) – основной нормативный документ; типовые учебные планы – варианты БУПа, учебный план образовательного учреждения – учебный план, по которому работает конкретная школа,
Учебная (образовательная) программа — нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету, а также последовательность изучения тем и время, отводимое на их изучение.
К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия и учебно-методические пособия. В учебной литературе содержание образования раскрывается наиболее подробно, а также содержатся рекомендации и дидактические средства, обеспечивающие его усвоение.

(Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
Этого в вопросе вроде бы и нет, но на всякий случай…
Система критериев отбора содержаний образования:
1. Критерий целостного отражения в содержании школьного образования задач формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества
2. Критерий высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин, изучаемых в школе.
3. Критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста.
4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.
5. Критерий учета международного опыта построения содержания общего среднего образования.
6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Читайте с главной