Технологии репродуктивного типа: монологического изложения информации, технология формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами, технология взаимообучения (характеристика одной по выбору).

Пед. технология – это продуманная во всех деталях модель совместной пед. деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Технология формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами (П.Я.Гальперин): опирается на положения Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева о том, что внешние материальные действия, с которыми имеет дело учащийся, постепенно преобразуются (интериоризуются) во внутренние, умственные действия. Это является основой рационального управления процессом усвоения ЗУН.

Этапы формирования умственных действий:

1 этап – «мотивационный» создание и поддержание мотивации обучаемого;
2 этап — предварительное ознакомление с действием, (разъясняют цель, указывают на что надо ориентироваться при выполнении действия, как его выполнять), т.е. осознание схемы ориентировочной основы действия (это система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций).

П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание (играет роль ориентировки и названа «ориентировочной») и умение его выполнить (исполнительная часть). Особое значение — у ориентировочной части. Полнота и правильность овладения ею определяют быстроту и качество формируемого действия и характер его исполнительной части.

Выделяют 3 типа такой основы:
1-й тип – характеризуется неполнотой, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим учеником путем слепых проб. Действие формируется медленно, с большим количеством ошибок.
2-й тип — включает все условия, необходимые для правильного выполнения действия, но они даются ученику в готовом виде, в конкретной форме, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. Формирование действия идет быстро и безошибочно, но сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения.
3-й тип – ориентировочная основа имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется учеником самостоятельно с помощью общего метода, который ему дает учитель. Действию присущи безошибочность, быстрота процесса формирования, большая устойчивость, широта переноса.

3 этап – выполняют действия во внешней, развернутой форме и усваивают содержание действия (состав всех операций, правило выполнения);
4 этап – внешнеречевой этап. Все элементы действия представлены в форме внешней речи (устной или письменной), но действие обобщается и сокращается;
5 – действие сопровождается проговариванием «про себя»;
6 – «умственный». Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – интериоризация. Действие максимально сокращается и автоматизируется.

ПРИМЕР. «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, — в свернутом и погруженном виде».

Достоинством технологии поэтапного формирования умственных действий является создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Читайте с главной