Воспитательный процесс, его характеристика. Структура, движущие силы и логика воспитательного процесса. ФГОСы общего образования о воспитании школьников.
Воспитание – специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели воспитания.
Воспитание (в широком смысле) – это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность его к жизни и труду.
Воспитание (в узком смысле) – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.
В локальном смысле воспитание – формирование у ребенка какого-либо качества, привычки поведения.
Особенности воспитательного процесса – целенаправленность; многофакторность; отдаленность результатов; динамичность; длительность; непрерывность.
Основное противоречие – между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.
Этапы воспитательного процесса – знания, убеждения, чувства, формирующие в конечном итоге поведение.
Эффективность воспитания зависит от:
– сложившихся воспитательных отношений;
– соответствия цели и действий по ее достижению;
– соответствия практики и воспитательного влияния;
– совместного действия объективных и субъективных факторов;
– интенсивности воспитания и самовоспитания.
Принципы воспитания:
– личностный подход;
– сочетание личной и общественной направленности воспитания;
– связь воспитания с жизнью, трудом;
– опора на положительное в воспитании;
– единство воспитательных воздействий.
Содержание воспитания – система знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения.
Главные элементы содержания – подготовка человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.
этапности действий, постепенном восхождении от внешнего (среды) к внутреннему (индивидуально-личностному). В педагогической литературе существуют различные точки зрения на определение логики воспитательного процесса.
Так, Т. Н. Мальковская, ориентируясь на последовательность задач, решаемых в ходе воспитания личности, предлагает следующую логику воспитательного процесса:
1) целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;
2) формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей и социально ориентированной мотивации;
3) приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
4) воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
5) развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
6) организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
7) организация личностно и социально ценностной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности; 8) развитие важнейшей социальной функции личности – общения.
Логика воспитания, основанная на постепенном переходе от управления процессами воспитания и развития личности к процессам ее самовоспитания и саморазвития, базируется на концепции выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского о двух уровнях развития ребенка, включающих:
1) уровень «актуального развития», отражающий наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
2) уровень «зоны ближайшего развития», отражающий возможные достижения ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
В соответствии с этим логика развития личности в ходе воспитательного процесса должна заключаться в том, чтобы, отталкиваясь от уровня актуального развития, правильно спланировать для каждой личности (или группы лиц) зону ближайшего развития, а затем, основываясь на достигнутом, перевести процесс управления формированием личности в процессы ее самовоспитания и саморазвития. Успех воспитательного процесса в данном случае определяется уверенностью воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что можно всего добиться, если проявлять достаточную настойчивость и упорство.
Таким образом, логика воспитательного процесса, нацеленного на развитие личности,
Методологической и ценностно-нормативной основой реализации воспитательного компонента ФГОС ОО является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой сформулированы современный национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, определена важнейшая педагогическая цель современного образования, охарактеризованы основные принципы построения открытого и нравственного уклада школьной жизни, даны определения некоторых фундаментальных социальных и педагогических понятий.
В ФГОС ОО для разных ступеней общего образования современный воспитательный идеал конкретизируется в виде «портрета выпускника» соответствующей ступени образования, представляющего перечень определенных личностных характеристик, согласованных с возрастными задачами развития обучающегося определенной ступени общего образования с соблюдением принципа преемственности и развития

Читайте с главной