Закономерности и принципы воспитания, их сущность, взаимосвязь и использование в образовательном процессе.
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к его содержанию, методам и организации. Они отражают специфику процесса воспитания, ими руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности

Принципы воспитания:
– личностный подход;
– сочетание личной и общественной направленности воспитания;
– связь воспитания с жизнью, трудом;
– опора на положительное в воспитании;
– единство воспитательных воздействий

Чтобы реализовать принцип связи воспитания с жизнью, педагог должен добиться:
• понимания детьми роли труда в жизни общества и каждого человека;
• уважения к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;
• развития способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;
• понимания общих основ современного производства;
• сочетания личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбора профессии в соответствии с потребностями общества и своими желаниями;
• бережного отношения к общественному достоянию и природным богатствам;
• нетерпимого отношения к проявлениям бесхозяйственности, безответственности, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.

При этом надо помнить, что:
• Не абстрактные рассуждения, а конкретная и посильная деятельность школьников приносит пользу; воспитатель должен иметь программу требований на уроках и во внеклассной воспитательной деятельности, соблюдать постепенность в реализации принципа.
• Согласуя свои действия с семьей, он должен объяснить каждому воспитаннику, что его главный труд – учеба, дополнение к нему – помощь по дому, выполнение других посильных обязанностей.
• Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды их природе; воспитатель, не учитывающий этого, сдерживает процесс социализации личности.
• Следует использовать на уроках и во внеклассной воспитательной работе краеведческий материал.
• Участвуя наравне со взрослыми в трудовых делах, дети приучаются к ответственности за принятые решения, у них быстрее формируются гражданские качества.
• Воспитательный процесс должен строиться так, чтобы дети чувствовали, что их посильный труд нужен людям, обществу, что он приносит пользу.

Опора на положительное в воспитании.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Воспитательный процесс, его характеристика Воспитательный процесс, его характеристика. Структура, движущие силы и логика воспитательного процесса. ФГОСы общего образования о...
  2. Принципы обучения как категория дидактики Принципы обучения — это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса...
  3. Урок как основная форма организации учебного процесса Урок как основная форма организации учебного процесса. Требования к уроку. Типы и структуры урока. Особенности...
  4. Содержание общего образования Содержание общего образования. Источники, факторы и принципы отбора содержания образования. документы, определяющие содержание общего образования...
  5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС): Понятие,функции, структура. Личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения...