Есть родители, которым всё кажется, что их дети ещё не готовы для принятия ответственности. Как воспитать в ребёнке ответственность? Совсем не обязательно люди становятся ответственными лишь потому, что взрослеют. Есть взрослые, которые так и не приняли на себя ответственность за свою собственную жизнь.
Люди учатся принимать ответственность, оказываясь в таких ситуациях, когда они знают, что действуют сами и сами принимают решения, последствия которых относят только на свой счет.

Защищая ребенка от всех опасностей жизни, вы рискуете помешать ему развить в себе ту силу, которая может справиться с этими опасностями и он не сможет воспитать в себе ответственности. Отсутствие у детей веры в свои способности связано, прежде всего, с неверием окружающих в эти способности и нежелание научить ребёнка принять ответственность.

В теории К. Роджерса изложено три стадии ответственности родителей, в частности матери, за своего ребенка.

На первой стадии — ответственность абсолютная, все время.

На второй стадии — родители начинают передавать «нет» своему ребенку, потому что у него уже пробуждаются разум и способности отделять то, что запрещается, от того, что позволяется. Родители при этом еще не пытаются апеллировать к моральным «хорошо» и «плохо», а просто дают ребенку знать об опасностях, от которых и защищают его. Эти «нельзя» связаны с реальными опасностями, такими, как дотрагивание до горячего, розеток и т. п. На этой стадии идет обучение
по типу выработки условного рефлекса. Но многие опасности не соединяются непосредственно с болью, поэтому должно быть достаточно одного » нельзя «, пока не будет достигнута следующая стадия.

На третьей стадии родители приходят к взаимопониманию с ребенком, предлагая объяснение. «Нельзя», потому что горячо.

«Нельзя», потому что мне нравится этот цветок, подразумевая, что если цветок выдернуть из горшка, то вы будете очень расстроены.

Эти три стадии в реальной жизни не идут идеально одна за другой. Они перекрываются. Например, первая стадия, на которой родители берут полную ответственность за ребенка на себя, часто очень медленно уходит в прошлое.

Долгое время, если происходит что-то не то, родители винят только себя. Оставаясь в этой стадии длительное время, вы продолжаете брать ответственность на себя, получая лишь некоторое облегчение от растущей способности ребенка к пониманию.

Ответственность в ребёнке нужно воспитывать.Если первая стадия все-таки окажется когда-нибудь преодоленной, это будет означать, что ребенок вырос и больше не нуждается в опеке семьи, что он стал самостоятельным. В противном случае так называемая симбиотическая, т. е. тесная связь ребенка с кем-либо из членов семьи, чаще всего с матерью, осложнит не только его выход в самостоятельную жизнь, но и возможность создания собственной семьи.

Мать будет длительное время соперничать с тем спутником жизни, которого выбрал ее ребенок.

На второй стадии родители навязывают ребенку самих себя и свое понимание мира. Они передают «нельзя» разными способами.

Возможно, кто-либо из взрослых просто скажет «бяка» или сморщит нос и нахмурит брови. На этой стадии нужно быть очень внимательными и терпеливыми. Некоторые матери через «нельзя» передают свое состояние тревоги и дискомфорта.

Они говорят это слово часто и в разных ситуациях, тем самым сбивая ребенка и делая его невротиком. Родители должны ясно
представлять себе, что можно позволить ребенку, а чего нельзя, и этого четко придерживаться.

Они сами не должны путаться в этом. Здесь важно отметить, что некоторые дети получают воспитание в базисе «нет». Многие матери считают, что ключом к безопасности могут служить только их указания на бесчисленные опасные ситуации.

Жалко ребенка, который знакомится с миром таким способом. Очень многие дети могут воспринять другой метод. Их расширяющийся мир связан с растущим числом разного рода объектов, о которых мать может сказать «да». Развитие ребенка в этом случае будет больше связано с тем, что мать позволяет, чем с запрещением. «Да» образует основу, к которой добавляется «нет».

Первая стадия при таком подходе тоже может быть одним сплошным «да», ведь на этой стадии дети тянутся именно к тем вещам и пище, которые родители одобряют.

Вторая стадия обычно трансформируется в третью стадию — объяснения, но скорость изменения и его характер зависят как от родителей, так и от ребенка. Ведь пути развития детей сильно отличаются друг от друга.

Переходы от одной стадии к другой могут зависеть от скорости интеллектуального развития ребенка. Но важно отметить, что наличие таких переходов или застревание на одной из вышеперечисленных стадий целиком и полностью зависит от родителей, от методов воспитания.

Итак, что же такое «родительская ответственность»? Исходя из сказанного выше — это ответственность родителей за самих себя. Как это ни парадоксально, родители лишь тогда могут начать воспитывать ответственное поведение у своего ребенка, когда каждый научится отвечать только за свои поступки, а не за поступки другого. Такое поведение вовсе не исключает такие чувства, как забота и любовь по отношению друг к другу.

Осознание уникальности и неповторимости вашего ребенка в совокупности с признанием за ним самостоятельности и возможности принять ответственность лишь углубят ваши чувства по отношению к нему.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Наказание как метод воспитания Наказание как метод воспитания. Воспитание во многом опирается на систему правил, которые дают ребенку возможность...
  2. Правила реагирования на детские страхи Детские страхи при неверной реакции на них родителей переходят в подростковые проблемы и далее портят...
  3. Критикующий родитель Постоянно критикующий родитель — это случайно не вы? к сожалению, критика у многих родителей является...
  4. Подросток и пол Подростковый возраст — это возраст всевозможных жизненных определений и самоопределений. Подросток и его пол, отношение...
  5. Как развить способности у ребёнка Развить способности можно у любого ребёнка.  Первое: придерживайтесь здорового образа жизни....