Часто бывает так, что ребенок самостоятельно принимает неверные решения. И это обстоятельство является источником множества конфликтов между подростками и родителями.
Дело в том, что, вынуждая ребенка принять определенное решение, родитель обычно менее озабочен краткосрочными результатами, а больше внимания уделяет отдаленным последствиям этого решения. Ребенок же склонен концентрироваться на ближайших результатах своих решений. Но существует проблема, которую зачастую игнорируют и родители, и ребенок, а именно — умение видеть и учитывать все последствия принятого решения.

Учась доверять ребенку, позволяя ему принимать собственные решения и принимать ответственность за неверные решения, следовать им, родитель добивается и сиюминутного преимущества (бесконфликтных отношений с ребенком), и долгосрочной выгоды. Ребенок при этом постепенно научается ясно видеть и учитывать отдаленные последствия собственных решений. Если же родитель предотвращает или пытается предотвратить принятие ребенком решения, приводящего в будущем к нежелательным последствиям, то ребенок лишается возможности ощутить эти отрицательные последствия. Даже если ребенок сталкивается с ними, то уделяет им недостаточно внимания, поскольку слишком озабочен борьбой против контроля родителей.

Некоторые родители могут вспомнить, как им трудно было приучать ребёнка делать уроки самостоятельно. «Я была убеждена, что если я каждый день в определенный час сажусь с Корнеем делать домашние задания, то он привыкнет к этому и через некоторое время будет делать их уже без моего присутствия. Получилось наоборот.

Если я не могла уделить Корнею внимание — нужно было пойти в магазин или поехать к больной матери — Корней забывал об уроках и мог часами смотреть телевизор или гулять с друзьями. Я приезжала усталая и садилась делать с ним домашние задания».

Если предложить таким родителям  передать ребёнку заботу о его домашних заданиях. С родителями домашние задания делают лишь первоклассники. Ответ будет таким: «Так он совсем ничего делать не станет. Школу бросит, уйдет в подвалы!»

«А сейчас он часто посещает школу и делает уроки?» Скорее всего: «Он ходит в школу все реже и реже. А уроки перестал делать совсем».

«Так что же вам мешает изменить свое отношение к делам, за которые должен отвечать ребёнок, а не родители?»

Если изменение образа мышления в этом направлении заинтересовало вас всерьез, мы рекомендуем вам сделать следующее.

В течение дня отмечайте, что вы думаете о ситуациях, в которых у вас возникает проблема с ребенком. Каждый раз, когда вы испытываете в подобной ситуации эмоциональный сигнал, фиксируйте возникающие у вас мысли о ребенке. Не нервничайте и не мучайтесь по поводу этих мыслей; просто отмечайте для себя первую пришедшую вам в голову мысль, когда вы начинаете думать о ребенке. Может быть, эта мысль будет такой: «Я ненавижу все это», «Мне плохо от всего этого», «Она у меня дождется» и пр. А теперь достаньте ручку и запишите эту мысль. Вы можете ее записывать прямо в книге, чуть ниже, а можете на первом попавшемся листе бумаги.

После этого запишите новое предложение, начинающееся именем вашего ребенка и завершающееся следующим образом:
«___________________ имеет все необходимое для того, чтобы принимать самостоятельные решения и распоряжаться своей собственной жизнью».

Проделывайте все это методично на протяжении нескольких дней до тех пор, пока не заметите, что данное сочетание мыслей стало вашей привычкой. То есть каждый раз, ощущая эмоциональный сигнал в связи с той или иной проблемной ситуацией, вы начинаете сопровождать его ободряющей мыслью: «Мой ребенок имеет все необходимое для того, чтобы принимать самостоятельные решения и распоряжаться своей собственной жизнью».

При этом вы можете продолжать заботиться о ребенке и интересоваться им. Но в то же время вам следует отказаться от того, чтобы контролировать и направлять каждое его решение.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Конфликты между детьми в семье Ну почему дети не могут хотя бы полчаса поиграть вместе без громких ссор и горючих...
  2. Цель работы с одарёнными детьми Гениальные,одарённые дети были во все времена. Кажется, что сейчас таких детей больше, но это из-за...
  3. Как выбрать школу для первоклассника Любой выпускник школы должен обладать определенными знаниями и навыками, но вот добиваться желаемого результата можно...
  4. Раздражительный ребёнок Раздражительный ребёнок — это проблема, на которую нужно обязательно обратить внимание,т.к. раздражение может иметь множество...
  5. Ленивый ребенок советы психолога Ленивый ребенок советы психолога здесь могут касаться разных сторон жизни. Предлагаем посмотреть на лень с...