План работы с трудным подростком

1. Первый шаг. Определить когда проблема началась. На этом этапе используйте знания о том, что происходит с подростком в плане закономерности развития. .
— в жизни всегда есть надежда, подумайте, что вас ждёт в перспективе. Какая это проблема? Закономерная, связанная с возрастными особенностями ребёнка или трагическая ситуация серьёзной болезни. Подумайте, что бы вы предпочли?
— какой возраст подростка, какой этап полового созревания, есть ли стрессы, связанные с половым созреванием. Посмотрите, какие ещё характерные для подростка проблемы присущи именно этому подростку. Проблемы в отношениях с противоположным полом или с популярностью в школе?

— поработать с эмоциями, родителей не должно выбивать из колеи, когда подросток грубит, хамит. Вопросы: «Меня задевает, когда подросток груб или зол со мной? Принимаю ли я его грубость близко к сердцу? Почему я это делаю, зная, что у подростка не всё в порядке с головой в плане эмоционального развития, лучше подумать спокойно как наказать за хамство».
— Головной мозг подростка пребывает в дисгармонии, перестаивается к взрослости. Он не может действовать разумно как взрослый, подросток слишком раздражителен, импульсивен, безрассуден. Отметьте, какие изменения произошли в его поведении за последний год.

-Подростки используют манипулятивную систему общения. Это уход от темы, сбивание с толку, прикидывание несчастным, отвлечение внимания, ложные надежды на хорошее поведение, запугивание, вызываю чувство вины, демонстрируют постоянную ненависть, вносят в семью раскол; эмоционально изматывают.
-Учитывайте особенности психофизиологии ребёнка, с которыми он родился и будет жить всегда. Посмотрите сильные и слабые стороны его характера и темперамента. Какими навыками подростку нужно овладеть, чтобы преуспеть в жизни и лучше выстраивать взаимоотношения с окружающими. Разбивайте процесс научения нужным навыкам на маленькие этапы и следуйте им.
— У мальчиков подростков своеобразное виденье мира, не нужно навязывать своё, важно научиться видеть чего ему хочется от родителей и чего же ему действительно нужно. Он обычно угрюмо сидит в своей пещере и не желает ни с кем общаться.
-У девочек подростков всегда есть их девчачий мир, который бывает жестоким. Девочке главное быть на верхушке пьедестала среди своих девчат, а иначе страдание. Нужно понять, что она хочет и что ей нужно от родителей.

— семья – это система, каждый влияет на другого и этим можно пользоваться, желая изменить поведение подростка. Посмотрите свои действие после, которых поведение и взаимоотношения ухудшаются. Из-за каких родительских действий ситуация становится хуже.
Соберите любую информацию, которая поможет разобраться в проблеме с подростком. Наркотики, значит, выясните всё о конкретном их виде, угрозы и драки между подростками – расспросите о порядках в школе, соберите информацию о причинах драк. Найдите информацию в интернете, книгах, у специалистов.

2. Подумайте, как можно улучшить ситуацию с подростком? Не нужно сразу стремиться к идеальности, делайте маленькие шаги. Нужно понять, что будет хоть немного лучшим по сравнению с теперь. Сформулируйте и проверьте, правильно ли поставлена цель: учтены ли вопросы с первого пункта плана, чем эта цель выгодна для ребёнка, чем эта цель выгодна для родителей, достижима ли цель, справедлива ли она.

3. Подумайте как добиться желаемой цели из пункта 2. Первым делом используйте основные принципы работы с подростками: постоянно налаживайте отношения с подростком; пропускайте мимо эмоций грубость, но наказывайте за хамство, не будьте размазней, устанавливайте средней жесткости рамки, находите точки соприкосновения, говорите кратко и по делу, будьте стойкими (скала, а не волны), не превращайте их проблемы в свои, не теряйтесь – принимайте решения, не относитесь к трудностям в воспитании трагично – это просто этап жизни.
На этом этапе плана, нужно установить правила, всем детям нужна структура, они должны знать, где проходит граница, определите свои принципы.
Ведите переговоры с подростком, не навязывайте свое виденье, но в сложных ситуациях манипуляций со стороны подростка переговоры не нужны.
Простое навязывание своей воли подросткам ни к чему не приведёт, привлекайте их к обсуждению правили ограничений и им придётся выполнять. Подросткам нужен повод быть хорошими, а также повод не быть плохими.

При ведении новых правил постоянно отслеживайте хорошо ли действуют эти правила на ситуацию. Оценивайте ситуацию и при необходимости меняйте курс.
Нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью. Многие родители периодически сталкиваются с такими серьезными проблемами, что с ними невозможно справиться собственными силами. Продолжайте искать, пока не найдете необходимую вам помощь.

Читайте с главной