Принципиальная основа греческого вазового рисунка являются чисто графические средства – линия и силуэт. Главная задача керамиста – украшение стенок сосуда. Исходя из этого невполне правомерно называть греческую вазопись «вазовой живописью».
Толчок развитию ориентализирующего стиля дали сношения с восточной культурой. Появились новые орнаментальные мотивы в виде фантастических существ, крылатых коней, грифонов. Сфинксов, содержание чуждое греческим керамистам, поначалу не вполне понятное. Источником вдохновения служили прооизведения металлической индустрии, а также богато орнаментированные восточные ткани и ковры.

Спокойствие и застылость геометрического стиля сменились шумной пестротой, драматическим напряжением. Переход от геометрического в ориент. стилю завершается на рубеже 8 и 7 веков. 7 век- расцвет ориент.стиля. Восточные влияния проникали в Грецию в основном через Крит, Милет и Родос. Роспись сосудов стремится к металлическому эффекту(белые узоры по темной глазури) Новые заимствованные мотивы- лучеобразные узоры под ножкой или у плеч сосуда. Восточные животные и фантастические существа смешиваются с образами греческой мифологии. Керамистов охватывает жажда рассказывать и драматизировать события жизни и мифа. Отказ от острых кантов и прямых линий, растворяется суровая чернота геометрического силуэта. Он осветляется, к этому добавляется иногда процарапанный внутренний рисунок по темному фону глазури и применение белой краски для отличия женского тела от мужского. Подъем критской керамики продолжался недолго.

К концу 7 века завоевания критской керамики переходят на континент, в частности на Пелопоннес . Там создаются два главных центра. Первый- Аргос, там обнаруживается первый сосуд с подписью автора. Ваза подписана именем Аристонофа.
Протокоринфская керамика. Происходит из Сикиона, торговля особо живо шла в Коринфе. Сосуды обычно небольшого размера, тонко выработанных форм, фон – светло-желтая глина и динамичный пестрый узор. Считается одной из вершин ориентализирующего стиля. Излюбленные орнаментальные мотивы: лучевидный, чешуйчатый, пальметки, лотос, розетка( ей заполняли все свободные места). Сочетание черной глазури и светло-желтого фона глины обогащено белой и красной красками. Основные темы: животные, композиция развернута в виду длинного фриза. Встречаются также композиции с человеческими фигурами. Нет конструктивной точности и равновесия.
К концу 7 века Коринф захватывает рынок и вытесняет протокоринфскую керамику своей собственной. В основном производили алабастры, арибаллы( для масла) и цилиндрические вазы для косметики- пиксиды. Коринфские горшечники стремились к продолжению традиции протокоринских мастеров, но облик сосудов начинает менятся. Нет металлической ясности и точности, временами доходя до хаотической пестроты и перегруженности. Но со временем намечаются новые влияния, проявляющиеся в творчестве мастера Тимонида. Ваза с изображением Ахилла, подстерегающего Троила.

В композиции нет тесносты и нагруженности, впервые появляется элемент пейзажа. Прогресс в освобождении фона и переходе от орнаментальной к повествовательной композиции. Он подготовил новую стадию развития архаической вазописи- чернофигурный стиль.
Позднее всего ориентализм доходит до Аттики, поскольку там были сильны традиции геометрического стиля. В течение 7 века восточные и геометрические мотивы смешиваются между собой, орнаментальный узор не оставляет ни единого пустого уголка. Проявляется специфика будущего аттического стиля: крупный масштаб фигур, стремление к возвращению сплошного темного силуэта вместо пестроты.

Пример: амфора из Афин с изображением Геракла в борьбе с кентавром. Особенное чутье силуэта и драматическая экспрессия.
Делосско-мелосские сосуды- на эти 2 острова ориент.стиль попал через Крит. Для этого региона характерны большие надгробные амфоры с пышным декором, мастерская стилизация силуэта, богатство внутреннего узора. Излюбленный орнамент- двойная спираль.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Эрмитажное собрание произведений античного искусства. Характеристика и история коллекции Коллекции античного отдела Эрмитажа начали складываться задолго до открытия публичного музея в 1852 году. Основу...
  2. Сочинение по картине Дюрера Сочинение по картине Дюрера Праздник четок. Картина находится в Национальной галерее в Праге. Это одна...
  3. Сочинение рассуждение по картине Сочинение рассуждение я решила писать по картине Гойя Семья короля Карла IV.  Этот грандиозный групповой...
  4. Весна в картинах Весна в картинах в моём сочинении будет представлена следующим шедевром: Картина Весна Боттичелли, находится картина...
  5. Школьное сочинение на свободную тему Хочу представить Вам своё сочинение на свободную тему по картине Тёрнера Снежная буря. Почему такой...