Коллекции античного отдела Эрмитажа начали складываться задолго до открытия публичного музея в 1852 году. Основу их составили приобретения древних гемм, мелких бронз и мраморной скульптуры, содержавшейся для приватного Эрмитажа Екатерины II. В 90е года 18 века «кабинет антиков», т.е. резных камней, уже насчитывал около 10 тыс предметов.

В 1779 году приобретаются полотна, картоны и камея «Персей и Андромеда» (не его работа, просто купил в Испании) А.Р.Менгса. 80е года 18 века – апогей собирательной деятельности Екатерины II. В 1782 году она приобрела коллекцию дипломата Л. Де Бретейля, антиквара Т.М,Слейда и художника Д.Байерса. в 1787 году было сделано значительное приобретение. Это было одно из самых прославленных собраний Европы – коллекция герцога Луи-Филиппа Орлеанского, насчитывавшая почти 1500 первоклассных гемм. В 1786 году Екатерина совершает покупку коллекции гипсовых слепков Бверели, но владелец ее обманывает, удерживая у себя часть коллекции. Тем не менее, эта покупка создала в Эрмитаже гигантский кабинет гипсовых слепков, отражавший состав крупнейших европейских коллекций.

Происходившая в то время Французская революция также позволила обогатить собрание Эрмитажа. Она способствовала распылению художественных сокровищ аристократических родов Франции. В эти же годы в Эрмитаж поступает собрание хранителя Венского кабинета древностей И.Франца ( 2337 гемм)

Начинается систематизация и изучение эрмитажного собрания. В 1795 году уже был составлен рукописный французский каталог коллекции. В эти же годы приобретается собрание памятников древней скульптуры, ставшее ядром эрмитажной коллекции. Это собрание, состоявшее из 260 номеров, Екатерина покупает в 1785 году у директора британского банка Д.Лайд-Брауна. Его коллекция составлялась в течение всей его жизни, обогащаясь покупками у археологов Италии, в итальянских палаццо у разорявшихся римских патрициев. Он умер через несколько дней после продажи коллекции. При жизни собирателя в 1768 и 1779 годах были опубликованы 2 каталога, но лишь через 80 лет их рукописные копии были привезены в Эрмитаж.
Пополнение коллекции продолжается и в 19 веке. В начале века в нее приходят подарки дипломатов, а также шедевр Эрмитажной коллекции – камея Гонзага – подарок Александру I от Жозефины Богарне. Еще одно крупное приобретение, но уже Николая I- коллекция Лавалей. Она была куплена в 1852 году у наследниц графа и графини Лаваль. В этой коллекции содержались 54 древние скульптуры, более 200 ваз, худож. Бронза и утварь. Также пришел еще один шедевр коллекции – стамнос «Прощание воина» и такие редчайшие скульптуры, как портретные бюсты Гая Цезаря и Бальбина.

В годы откртия Эрмитажа была приобретена коллекция скульптуры из особняка Демидовых (колоссальные статуи Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия).
Пополнение коллекции происходило также из скульптурных собраний Венеции, коллекций русских собирателей и князей. В 1834 году было куплено более 1000 античных ваз, бронз, терракот у римского антиквара Пиццати.

Самое крупное приобретение было сделано в Риме в 1861 году. Музей знаменитого собирателя маркиза Д.Кампана, разорившего в результате огромных трат на коллекционирование, должен был поступить на аукцион. Николаю было сделано предложение купить музей целиком, но тот хотел по частям. После долгих переговоров перед самым открытием аукциона директору Эрмитажа Гедеонову было разрешено провести отбор до продажи, апосел этого оставшаяся коллекция была выставлена в новом музее Наполеона III в Париже. Петербургское собрание античных памятников обогатили около 100 скульптур и более 500 расписных ваз. Статуи 9 муз, «Август на троне», колоссальная статуя сидящего Зевса стали украшением музея.
Спустя 20 с небольшим лет Эрмитаж вновь сделал крупную покупку уникальной коллекции танагрских терракот, собранной русским послом в Афинах Сабуровым. Они были найдены в Танагрском некрополе. Пришли 235 терракотовых статуэтки.
После этого коллекция также пополнялась в 60-80 годы 19 века скульптурами из собрания Монферрана, фракийскими и македонскими древностями. В конца века в музей стали поступать приобретении с Юга России.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Школьное сочинение на свободную тему Хочу представить Вам своё сочинение на свободную тему по картине Тёрнера Снежная буря. Почему такой...
  2. Реферат Г. И. Турнер — пионер и основоположник отечественной ортопедии В 2008 году исполнилось 150 со дня рождения Генриха Ивановича Турнера. Г. И. Турнер —...
  3. Весна в картинах Весна в картинах в моём сочинении будет представлена следующим шедевром: Картина Весна Боттичелли, находится картина...
  4. Архаическая вазопись. Ориентализирующий стиль Принципиальная основа греческого вазового рисунка являются чисто графические средства – линия и силуэт. Главная задача...
  5. Сочинение рассуждение по картине Сочинение рассуждение я решила писать по картине Гойя Семья короля Карла IV.  Этот грандиозный групповой...