Начинать характеристику критомикенского искусства надо с Крита, как с основного и древнейшего центра. Одной из особенностей критской культуры является полное отсутствие на Крите храмов, свойственных как древневосточной, так и в греческой религии.

Очевидно, критяне совершали свои религиозные обряды или в гротах, или на открытом воздухе, перед алтарем, или в маленьких домовых капеллах. Особой популярностью среди символических предметах пользовался равносторонний крест, щит в виде восьмерки, пара рогов (очевидно, связанная с культом Минотавра) и двусторонняя секира. В Кноссе Эванс открыл большой зал, по-видимому, для торжественных приемов, колонны и столбы которого были испещрены знаком двусторонней секиры, что дало Эвансу повод отождествить Кносский дворец с Лабиринтом, то есть «домом секиры» (лабрис).

Архитектура.
Города Крита начали застраиваться в начале II тысячелетия до н. э. Еще с XVIII в. до н. э. главным среди городов Крита стал Кносс. Сакральная архитектура в эгейской культуре почти совершенно отсутствует.
Типы поселений: 1. открытые
2. закрытое, защищенное крепостной стеной
Овальный тип здания пользовался особенной популярностью в области эгейской культуры, так как соответствующие памятники находим и на континенте, и на Кикладах, и на Крите.
Последующая эволюция овального дома проходит под несомненным воздействием прямоугольного типа здания. Но было бы ошибкой делать отсюда вывод, что овальный план есть переходная ступень между круглым и прямоугольным зданием. Овальный план есть только более развитая форма круглого здания.
Города Крита начали застраиваться в начале II тысячелетия до н. э. Еще с XVIII в. до н. э. главным среди городов Крита стал Кносс. Кносский дворец, самая большая постройка на острове, насколько можно судить по раскопкам, был создан древними зодчими с большим мастерством, с учетом осо¬бенностей ландшафта.
Дворец расположен на невысоком холме, центром архитектур¬ного комплекса является прямоугольный двор (60х28 м). Вокруг двора свободно и естественно группируются помещения, в разных своих частях дворец был разноэтажным.

Особенно¬стью строительной техники Кносского дворца, построенного из кирпича-сырца и камня, являются деревянные на каменной базе колонны, расширяющиеся кверху и обилие лестниц, которые образуют проходы к зданию снаружи и сообщения между отдельными этажами.
В плане дворца помещения группируются вокруг центрального двора, направленного с юга на север и достигающего в длину свыше 50 м. Строители стремились к возможно большей свободе, к живописному беспорядку в комбинации пространств. Это стремление проявляется и в размещении пространств на различных уровнях.

Мелкая пластика.
Критский скульптор делает еще более решительный шаг в сторону динамики и дематериализации образа. Об этом говорит статуэтка юноши из слоновой кости, найденная в Кносском Дворце, изображающая, очевидно, прыгуна и бронзовая статуэтка быка с повисшим на его рогах акробатом.
Торевтика.
Археологи нашли в Микенах немало золотых масок, которые накладывались на лица умерших («маска Агамемнона»); целые тонкие пластинки листового золота укра¬шали одежду умершего владыки, его оружие (мечи, кинжалы критской работы с изумительной по тонкости инкрустацией на клинках, изображающей бегущих львов посреди лилий, охоту на львов и др.), утварь, отправляемые с ним в загробный мир (кубки, чаши, сосуды из чистого золота). В женском уборе много драгоценностей: золотые диадемы, браслеты, кольца. Особенно любили микенцы золотые сосуды в виде голов каких-либо животных и птиц или с рельефным изображением бурных сцен охоты. Таким образом, в прикладном искусстве, как и в архитектуре, видно сочетание высокоразвитой критской культуры с более примитивной местной.

Читайте с главной