Логика научного педагогического исследования:
1. Первый этап – определение цели, в котором можно проследить определенную логическую цепочку: цель должна предвидеть конечный результат, а знание итогов результата дает возможность выбрать средства – в науке это методы и процедуры научного познания.
2. Следующий этап – определение задач, практическое описание педагогического действия, явления и процесса, выявленное самостоятельными обязательными практическими методами, формирование теоретического обоснования предмета и явления изучения, применяя имеющиеся научные теоретические познания других наук, создание конкретного представления об объекте, создание нормативной модели, создание проекта будущей педагогической деятельности.
3. Принцип целостности – основа педагогического процесса
Итак, целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании, такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения.
Этапы педагогического исследования:
 Определение проблемы и постановка цели — раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования.
 Вычленение точно очерченного круга явлений, составляющих предмет и объект исследования.
 Построение рабочих гипотез.
 Выбор методов исследования.
 Проведения исследования и оформление результатов.
 Внедрение в практику.
Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса.

Требования системного подхода таковы:
 Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система.
 Определяются стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике.
 Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта.
 Определяется структура и организация диагностируемого явления.
Только при многократном повторении в разных условиях и применении достаточно большого арсенала методов исследований, может быть вычленено то общее, что определяет сущность исследуемого процесса.
Этапы опытно-экспериментальной работы включают в себя зондирующий эксперимент или пилотажное исследование, т.е. предварительное выяснение актуальности проблемы; констатирующий эксперимент, представляющий собой первичную диагностику экспериментальной и контрольной групп; формирующий эксперимент, и итоговая диагностика после его проведения и диагностирующий — анализ результатов формирующего эксперимента.
Выводы:
Категориальный аппарат
(см. 2 вопрос по общей педагогики – основные понятия (категории) педагогики, так как это одно и тоже)
Методы научного исследования, их характеристика
Методы педагогических исследований — пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие их особенности:
 Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития);
 Неповторимость;
 Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).
Конечная цель педагогических исследований — установление закономерностей в педагогических процессах.
Принципы выбора методов исследования:
 Принцип адекватности метода существу изучаемого явления;
 Принцип совокупности методов исследования.
Классификация методов педагогического исследования:
По цели исследования
Теоретические методы:
• сравнительно-исторический анализ;
• методы моделирования;
• методы причинно следственного анализа.
Практические методы:
• Изучение реального педагогического процесса в естественных условиях с помощью наблюдения;
• беседа;
• анкетирование;
• анализ документов;
• изучение педагогического процесса в изменившихся условиях при проведении эксперимента.
По источникам получения информации
• Методы изучения теоретических источников;
• Методы анализа реального педагогического процесса.
По способам обработки и анализа данных исследования
• Методы анализа;
• Методы количественной обработки материала.
Педагогическое наблюдение — наиболее непосредственный способ получения опытных данных, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта.
Виды наблюдений:
• непосредственное — наблюдение, которое проводит исследователь;
• опосредованное — дополняется данными наблюдений других лиц, работающих по программе исследователя;
• непрерывное — наблюдение, в котором педагогическое явление отражается в завершенном виде, в развитии от начала до конца;
• дискретное (прерывное) — наблюдение, в котором предметом исследования является достаточно длительный процесс и исследователь обращается к наблюдению неоднократно.
Педагогический эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт)-исследовательский метод комплексного характера, суть которого заключается в том, что исследуемое явление ставится в определенные условия, специальные ситуации.
Разновидности эксперимента:
• естественный — эксперимент, который осуществляется в рамках реального педагогического процесса;
• лабораторный — эксперимент, для которого создаются специальные условия выявления и формирования желательных явлений;
• кратковременный;
• длительный;
• констатирующий (проявляя);
• формирующий (превращает исследуемое явление);
• контрольный.
Метод вопросов — базируется на целенаправленном получении информации путем устного или письменного опроса и реализуется в формах беседы, интервью и анкетирования.
— Беседа — метод получения информации посредством словесного общения.
-Интервью (англ. interview — встреча, беседа) — метод сбора первичной информации в педагогических исследованиях. Предусматривает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения респондента.
— Анкетный опрос — метод педагогического исследования, с помощью анкет обнаруживает точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов.
— Анкета — упорядоченный по содержанию и форме набор задач, подготовленных в виде опросного листа.

Виды вопросов:
— Прямые — требуют простого ответа;
— Косвенные — когда требуется согласие опрашиваемого на постановку определенного вопросы;
— Открытые — когда не ограничивается способ ответа на вопросы в
свободной анкете, которая применяется для ориентирования в умах людей;
— Закрытые — ограничивают заранее определенным числом вариантов ответов, один из которых должен выбрать респондент.

Метод рейтинга — оценка тех или иных сторон педагогических явлений компетентными лицами.
Метод независимых характеристик, или педагогического консилиума — получение информации о ребенке из различных источников (от двух воспитателей, помощников воспитателя, заведующего детского сада, матери, отца, бабушки и др.).
Изучение продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок, аппликаций, лепки, записей творческих рассказов и т.п.) — метод, используемый в изучении индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей, отношения к продуктивных видов деятельности.
Социометрические методы — используются для анализа взаимоотношений в коллективе на основе опроса или наблюдения за поведением детей.
Тестирование (лат. test — испытание) — метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.
Математические методы — применяются в педагогическом исследовании для количественного анализа полученного материала и обработки данных эксперимента.
Метод моделирования (франц. modele — образец) — имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, в которых воспроизведены принципы организации и работы этой системы.
Внедрение результатов научных исследований в практику — целенаправленный процесс, который обеспечивает организацию деятельности на основе закономерностей, выводов и рекомендаций.
Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Методы педагогического исследования — это совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение научно-педагогических проблем.
Общая методология педагогики предполагает учёт:
 Основных положений и принципов материалистической диалектики;
 Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
 Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
 Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
 Основных категорий материалистической диалектики;
 Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;
 Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях;
 Положений идеалистической философии, где первичным считается сфера сознания и чувств человека, его отношений, а материальная деятельность вторична (например, экзистенциализм — философская основа личностно-ориентированного образования).
Специальная методология педагогики ориентирует на учёт:
 Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;
 Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
 Единства воспитания и самовоспитания личности.
Частная методология педагогики предполагает учёт:
 Закономерностей;
 Принципов;
 Методов обучения и воспитания.
Основные методологические подходы в педагогике:
 Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса — педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.
 Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
 Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность — основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).
 Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность — продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься…»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
 Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.
 Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
 Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
 Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи — профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

Читайте с главной