Педагогика — это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.
Цель педагогической науки — выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.
Функции педагогической науки. Прежде всего, это:
Теоретическая:
— описательный (объяснительный) = изучение передового и новаторского пед. опыта;
— диагностический = выявление пед. явлений, условий и причин, способствующих успешности (эффективности) деятельности педагога и уч-ся;
— прогностический = экспериментальные исследования пед. действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности (создание теорий обучения и воспитания, модели пед. систем, опережающие образовательную практику).
Технологическая – 3 уровня:
— проективный = разработка методических материалов (учебных планов, программ, учебников и пособий), определяющих нормативны ведения пед. деятельности;
— преобразовательный = внедрение достижений пед. науки в образовательную практику для её совершенствования и реконструирования;
— рефлексивный = оценка и коррекция результатов внедрения научных исследований на практику обучения и воспитания.

Задачи педагогики:
 Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.
 Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
 Прогнозирование образования — педагогическая футурология.
 Внедрение результатов исследования в практику.
Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:
 Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?
 Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?
 Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?
Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями.

Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. Воспитание — это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Обучение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.
Образование (по Бабанскому Ю.К.) — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание — не единственный фактор формирования личности).
Развитие — реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.
Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.
Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).
Педагогическое взаимодействие — это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

Современная педагогическая система наук о воспитании

Фундамент — философия и история образования.
Общая педагогика:
 теоретические основы;
 дидактика;
 теория воспитания;
 школоведение;
Возрастная педагогика:
 перинатальную педагогику
 ясельную педагогику
 дошкольная ;
 школьная;
 профессионально-техническая;
 педагогика высшей школы;
 андрогогика;
Социальная педагогика:
 семейная педагогика;
 перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);
 музейная педагогика;
 театральная педагогика и т.д.
Специальная педагогика:
 сурдопедагогика (изучает теоретические и практические основы воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых);
 тифлопедагогика (изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей);
 олигофренопедагогика (разрабатывает закономерности воспитания и образования умственно отсталых людей);
 логопедия (изучает вопросы воспитания и образования людей с расстройствами речи и т.д.).
Методика преподавания предмета.
Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
Военная педагогика.
Педагогика третьего возраста.

Межнаучные связи педагогики:
 С психологией: общий объект изучения — это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами.
 Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью.
 Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола).
 В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.
 История, география, литература, человек, сфера его обитания — все интересует педагогику.
 Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).
 С медициной (например, лечебная педагогика — наука об обучении и воспитании хворающих школьников).

Читайте с главной