От уровня самооценки ребенка в подростковом возрасте напрямую зависит его поведение. Мы знаем, что в этом возрасте самооценка детей нестабильна, дети ищут и находят разные способы подкрепления своей самоценности. И зачастую эти способы очень нежелательны родителями.

Поэтому очень важную роль в подростковом возрасте играют способы, которые повышают самоценность ребенка. И очень важно , чтобы эти способы были в семье. Иначе если их в семье нет, тогда ребенок обязательно найдет их на стороне. И хорошо, если это будет хороший, позитивный пример, но если это будет негативный пример, то для нас с вами, родители – это не допустимо.

Поэтому, давайте сейчас позаботимся о том, чтобы самооценку ваших детей в семье сделать адекватного уровня, а в идеале – выше среднего, чтобы ребенок в себя верил, верил в свои способности, чтобы знал, за что его ценят другие, ведь уважение со стороны других , формирует в нем уважение к самому себе. А когда ребенок сам себя уважает и ценит, то он точно так же относится и к окружающим. Поэтому у вас сейчас есть уникальная возможность понять что исправлять и как это сделать.

В формировании личности ребенка, не зависимо от возраста, есть одна ловушка – негативные убеждения близкого окружения по отношению к ребенку.

Почему это является ловушкой и как она работает вы сейчас увидите.

Далее мы сделаем одно очень интересное и очень мощное упражнение, после которого, возможно, для вас откроются ключевые моменты в воспитании ваших детей.

Приготовьте 2 чистых листа, формата А4 и карандаш.

Упражнение. Методика «Сосуд».

1. Нарисуйте на весь лист сосуд в форме банки – обычной стеклянной банки.

2. Заполните банку 5-ю кружками примерно одинакового размера, так чтобы они вместились внутри банки.

3. В этих кружках напишите по одному прилагательному – каким я хочу видеть своего ребенка.

4. В пустых местах нарисуйте 5 кругов поменьше и в каждом из них напишите качество, которое поможет ребенку стать таким, каким вы описали его в больших кругах

(целеустремленный – это устойчивость, упорство, умение стоять на своем, не сдаваться/ Успешный – делать выводы из ошибок, исправлять свои ошибки)

5. Представьте, что остальное свободное пространство занимает песок

Как вы думаете, что означает песок? – это каждодневные требования и претензии к ребенку – ваши, ваших близких, взрослого окружения, которые предъявляются к вашему ребенку в настоящий момент. Обратите внимание на то, сколько песка в вашем сосуде.

Сейчас мы более подробно поисследуем этот песок и посмотрим на сколько сильное влияние он оказывает на личность вашего ребенка.

6. Возьмите другой лист, разделите его пополам, по вертикали.

Слева выпишите имена близких вашему ребенку людей. Их может быть 5-8 человек (мама, папа, бабушка, дедушка, старший брат/сестра (если им больше 20), преподаватель/классный руководитель, тетя/дядя, крёсный/кресная и т.д.; сверстники в этот список не входят).

Справа напишите оценочные суждения этих людей о вашем ребенке.

На против каждого напишите оценочные суждения «Что бы он сказал о моем ребенке?» Что чаще всего слышит от него мой ребенок? Что он не говорит, а думает о моем ребенке? Как он себя ведет по отношению к моему ребенку (поступки говорят больше, чем слова).

Важно, чтобы фразы писались спонтанно, не подвергаясь большому анализу.

7. Присвойте оценку каждому высказыванию (+/-). Посмотрите каких оценок больше.

8. А теперь возьмите фразы каждого человека и примените их сначала к большому шарику в банке, а затем к маленькому. И посмотрите, способствуют ли они тому, что вы хотите от детей?

Как вы думаете, есть ли логическая связь, между убеждениями окружающих и образом того, каким вы хотите видеть ребенка в будущем?

9. Как вы думаете, оказывают ли эти высказывания влияние на самооценку вашего ребенка? Какое влияние, как вы считаете?

10. Чья оценка, по-вашему, для ребенка, будит наиболее важна?

Мамина. Объясню, почему…

11.Вывод. В подростковом возрасте, высказывания родителей и ближайшего окружения ребенка чаще всего несут отрицательную оценку (лодырь, бездельник, поросенок, лентяй, двоешних, неумеха, непонятно кто из тебя вырастет и т.д.) И как правило, ваши высказывания не только не соответствуют тому, каким вы хотите видеть в будущем ваших детей, но они уже сейчас очень серьезно бьют по их самооценке. То есть детям в своем подростковом возрасте приходится выкручиваться так как они могут и противостоять тройной силе – вашей негативной оценке (мама, папа), негативной оценке общества и ближайшего окружения и своей негативной оценке, сформированной окружающими (т.е. своей низкой самооценке).

Задумайтесь, сколько нужно ребенку внутренних сил, стойкости, терпения мужественно вынести это без негативных последствий?

12.Если бы вы были на месте этого ребенка, как бы вы себя вели? Есть такое выражение: «Как мы лодку назовем, так она и поплывет»

Итог. Сейчас мы с вами проделали огромную работу и получили огромный опыт для воспитания. Мы с вами обсудили то, каким вы хотите видеть ваших детей во взрослой жизни, обозначили факторы, формирующие самооценку ребенка в семье, мы с вами провели самодиагностику на наличие этих факторов и сверились с собой – ведут ли они к желаемому вами?

Читайте с главной