Конструктивная агрессия — научить ребенка выражать свой гнев разумными способами — самая трудная задача, стоящая перед родителями. Порой бывает нелегко распознать способы выражения детской агрессии, поэтому в статье приводится несколько примеров проявления гнева и агрессии.

• Вика четыре года. В восемнадцать месяцев ее научили пользоваться горшком. Однако в последние шесть месяцев она вновь стала пачкать штанишки. Ее родители консультировались с доктором. Они испробовали всевозможные средства, чтобы положить этому конец. У Вики нет никакого физического заболевания, тем не менее такое поведение продолжается.

• Восьмилетний Гордей постоянно дразнит младшего брата и сестру, часто обижает их. Родители не знают, как это прекратить, и переживают за Гордея.
• Девятилетний Антон не доставлял родителям особых хлопот. Но в середине школьного года они получили записку от учителя, где сообщалось, что Антон не сдает домашних заданий. Его оценки ухудшились, и это обеспокоило как родителей, так и учителя.
• Тринадцатилетняя Рита всегда была веселой, живой и общительной. Сейчас она отдалилась от родителей, с ней стало очень трудно разговаривать. Девушка стала замкнутой и угрюмой, много времени проводит в своей комнате в одиночестве. Родители не знают, является ли причиной такого поведения подростковый возраст или им надо бить тревогу.
• Пятнадцатилетняя Света всегда радовала родителей и учителей, а друзья любили ее. Вы можете себе представить, насколько были шокированы родители, когда обнаружили в ее комнате принадлежности для употребления марихуаны. Когда они отвели ее к доктору, то оказалось, что она беременна.
• Шестнадцатилетний Кирилл хорошо успевал в школе. Однако в прошлом году его оценки ухудшились. Кирилл — умный мальчик. Он способен прекрасно учиться. Он по-прежнему хочет поступить в университет с высоким проходным баллом.

Что происходит в жизни всех этих детей? Во время консультационных собеседований с детьми и их родителями обнаружилось, что своими действиями они осознанно или неосознанно выражали гнев. Ни у кого из детей не воспитывали умения выражать свой гнев приемлемыми способами. Их родители не понимали, насколько это важно.

Говоря это, никто не обвиняет взрослых, ведь большинство из них считает, что выражать гнев — это всегда плохо и его надо “выжигать каленым железом”. В результате, когда ребенок гневается, то родительская реакция на его поведение приводит ребенка в смятение.

В том, что гнев вызывает недоумение родителей, нет ничего удивительного, поскольку эта проблема ставит в тупик и детских психологов. Гнев и агрессию понять очень трудно.

Очень важно научить ребенка правильно выражать гнев и агрессию.

• Вика, пачкая штанишки, действительно выражала свой гнев. Обычно такое поведение не распознается как способ выражения гнева, поэтому его пытаются корректировать исключительно физическими средствами. Тогда гнев, который является истинной причиной поведения, нарастает и создает для ребенка еще более серьезные проблемы в будущем. Это классический пример пассивно-агрессивного поведения, способа подсознательного выражения гнева.
• Агрессивность Гордея в отношении брата и сестры создавала в доме беспорядок. Ситуацию такого типа трудно исправить, поскольку подобное поведение затрагивает всю семью. Положение ухудшалось. Но, пока не был поставлен диагноз, исправить ситуацию было невозможно. А диагноз таков: агрессивность Джона являлась внешним проявлением его гнева.

Агрессивность — одно из обычных проявлений гнева, присущих незрелой личности. Сыграло свою роль и пассивно-агрессивное поведение, которое осложняло ситуацию.

• “Забывчивость” Кирилла относительно домашних заданий является классическим признаком гнева, который часто зарождается в ребенке в возрасте девяти-десяти лет. Это еще один пример пассивной агрессии, возникающей на подсознательном уровне.
• Существенная перемена в поведении Светы сигнализировала о подростковой депрессии. Но в случае с ней именно “гневная” составляющая депрессии вышла за всякие рамки и оказалась столь разрушительной. Необходимо было срочное вмешательство, иначе девушку ждало печальное будущее как и остальных детей нашего примера.

Гнев наносит вред личности ребенка и распространяется на все области жизни.В нашем мире человек постоянно сталкивается с ситуациями, которые могут вызвать отчаяние, опустошить душу. Поэтому мы, родители, должны сделать все возможное, чтобы защитить будущее наших детей.

Лишь немногие родители обладают зрелым отношением к собственному гневу. Как следствие этого, большинство детей не усваивают навыков адекватного выражения гнева. Разрушительный процесс нарастает от поколения к поколению. Общество все больше и больше разлагается изнутри.

Чтобы воспитывать своих детей, родителям необходимо познать самих себя.Два величайших дара, которые вы можете дать вашим детям, — это любить их безусловной любовью и научить зрелым способам обращения с гневом.

Дети осознают себя как личность и получают любовь из нескольких источников. Именно здесь они узнают, кто они такие и как им следует относиться к жизни.

• Дом и семья. Сюда входят и дальние родственники, любящие наших детей, в чьих домах и сердцах есть для них место.
• Общественность. Это понятие включает в себя школу, соседей, работу, клубы, спортивные секции и общественные организации.

Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева.

* Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
* Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.
* Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.
* Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
* Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

* обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
* обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
* следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;
* быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
* поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

Читайте с главной