Ошибки воспитания

Пограничная умственная отсталость, ЗПР

ЗПР или пограничная умственная отсталость — эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в целом вследствие нарушения развития. Это относительно легкие нарушения, основой которых является задержка темпа психического развития. Они занимают промежуточное место между нормально развитым интеллектом и олигофренией.
Задержка темпа психического развития может быть временным явлением. Существуют и врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности, таких детей и взрослых еще называют конституционально-глупыми.
Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления, наследственная предрасположенность, а также неблагоприятное воздействие окружающей среды. Задержки развития могут быть обусловлены психогенными ситуациями, когда ребенок разлучен с родителями, недостаточностью полноценных эмоциональных контактов (например, у детей, выросших в Домах грудника и Домах ребенка, детских домах, у сирот, которым никто не уделяет должного внимания), а также дефектами органов чувств (слепота, глухота, глухонемота), — в таких ситуациях ребенок не получает разносторонней информации для полноценного интеллектуального развития.
Развитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастные периоды. Если он не получает в это время необходимой информации, то его развитие замедляется.
Для нормального развития ребенка имеют большое значение и условия воспитания. Дети, выросшие в малокультурных семьях, где родители не занимаются их воспитанием и развитием, часто отстают в интеллектуальном отношении от своих сверстников. Играет роль и педагогическая запущенность.
Проявления задержки развития разнообразны. Помимо интеллектуальной недостаточности и незрелости психики, наблюдаются нарушения поведения и невротические симптомы.

Различают психогенно обусловленные задержки развития и
задержка развития в связи с ранним органическим повреждением мозга
.

1. ЗПР в связи с ранним органическим повреждением мозга.
Легкая интеллектуальная недостаточность при этом варианте вызвана нарушением функций в связи с остаточными явлениями заболеваний головного мозга, которые называются органическими.
Эта форма задержки психического развития характеризуется неравномерным недоразвитием интеллекта, причем в наибольшей степени страдают предпосылки интеллекта — внимание, память и психическая активность. Интеллектуальная недостаточность сочетается с быстрой утомляемостью, истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью и усилением влечений.
Внимание у таких детей неустойчиво, легко рассеивается и с трудом концентрируется. Дети с трудом сосредотачиваются на уроке, отвлекаются на посторонние разговоры или игры. Учитель должен постоянно делать им замечания, требуя внимания и выполнения заданий. Если родители не занимаются с ними постоянно, то возникает педагогическая запущенность, они отстают по всем предметам и остаются на второй год из-за неуспеваемости.

2.Психогенно обусловленные ЗПР.
Эти состояния более обратимы, чем другие задержки развития. Чаще всего они являются временными задержками развития.
Сравнительно легкая временная форма задержки развития наблюдается, когда ребенка отдают в круглосуточные ясли или в детский сад на всю рабочую неделю. В таких случаях ребенок мало видит родителей. Его воспитание либо никто не замечает, либо занимаются малообразованные няни, на попечение которых более двух десятков детей, и они не успевают уделять должного внимания нормальному психическому развитию своих подопечных, ограничиваясь кормлением, укладыванием спать, прогулками и сменой одежды. Дети мало видят взрослых, почти не слышат грамотной речи, их общение ограниченно воспитателями и такими же, как и они сами, малоразвитыми детьми. Они не умеют читать, считать и писать, что обычно умеют делать уже 3-4-летние дети, растущие в нормальных семейных условиях, которые каждый день имеют возможность впитывать новую информацию.
Все это вызывает отставание в развитии от норм, положенных этому возрасту.
По аналогичным закономерностям развивается задержка психического развития у детей, отданных с младенческих лет в Дома грудника, Дома ребенка, или позже в детские дома и интернаты. У воспитанников этих заведений задерживается развитие речи и интеллекта, отмечается бедность словарного запаса, недостаточный уровень знаний и ограниченность представлений по сравнению с детьми того же возраста, воспитывающимися в нормальной семье.
При внезапном разлучении с родителями у детей могут наблюдаться шоковые реакции с повышением температуры тела, рвотой, поносом, изменением поведения. Задержка развития возникает и при так называемом госпитализме, когда ребенок длительное время находится без родителей в больницах и специальных санаториях по поводу тяжелых хронических заболеваний (например, туберкулеза или нарушений опорно-двигательного аппарата), в интернатах для хронических больных. Такая интеллектуальная недостаточность быстро преодолевается при возращении ребенка в нормальную обстановку. Но если ребенок годами находится в таких учреждениях, то задержка развития может стать более стойкой.фектом органов чувств.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Самостоятельность и ответственность ребёнка Одной частью своего существа каждый ребенок действительно стремится к свободе, желает ее для того, чтобы...
  2. Консультация для родителей детей ЗПР Консультация для родителей детей ЗПР Задержка психического развития (ЗПР)  — это частичное недоразвитие высших психических...
  3. Как лучше извиниться перед ребёнком Большинство родителей, даже если они ощущают внутри себя неправоту перед ребёнком, не решаются извиниться. Родители...
  4. Консультация детского психиатра Когда ребёнок идёт в школу у родителей возникают в его воспитании различные проблемы. В некоторых...
  5. Причины подростковой агрессии Агрессивное поведение ребёнка вызывается в первую очередь ошибками воспитания, недостаток нежности, заботы, привязанности к ребёнку...
admin Ольга Соколова
Ольга, Ваш семейный психолог, Я помогаю получить важные знания и внедрить в опыт, чтобы с ребёнком было легко, с мужем тепло. Родители мне сказали, что за помощь денег не берут) Лично для меня это стало правдой и моя работа помощью не заканчивается. Всегда до результата.
https://trudno-deti.ru

Отправить вопрос

Уведомления (проверить в спаме)
avatar
Sort by:   newest | oldest
Татьяна
Гость
Здравствуйте. Наткнулась на данном сайте на статью про пограничную умственную отсталость и решилась написать вам. Проблема в том, что недавно у меня диагностировали пограничную умственную отсталость. Для меня это, честно говоря, стало неожиданностью. И теперь я в растерянности. Да, мне трудно обучаться, из-за этого я не имею возможности работать там, где хочу, не могу поступить в вуз, не могу устроиться на умственную работу, а работать физически здоровье не позволяет. Даже из телефонного центра меня уволили, потому что совершенно не справлялась со своей работой. Собственно, вопрос: излечима ли пограничная умственная отсталость или можно хотя бы подкорректировать это состояние? Или хотя бы… Read more »
Елена
Гость
Здравствуйте,Татьяна! Хотела уточнить, кто именно или какое учреждение диагностировали у Вас пограничную умственную отсталость? Дали ли они Вам рекомендации о возможностях трудоустройства с учётом диагноза? Сколько Вам лет? В целом, вопросы, связанные с диагнозом, нужно обсуждать с врачом-психиатром и психотерапевтом. Я не являюсь врачом, консультирую как психолог людей, у которых нет диагноза. Либо людей с диагнозом с учетом рекомендаций врача-психиатра. В любом случае, Татьяна, Вы правильно поступаете, что обращаетесь за помощью. Пограничная умственная отсталость имеет разные степени и частично может корректироваться. То, что, не поддается корректировке, нужно хорошо знать о себе и учиться с этим жить в обществе. В этом… Read more »
Dima1995
Гость

Пограничная умственная отсталость — вариант нормы.

Василий
Гость

Пограничная умственная отсталость берут ли в армию?

wpDiscuz