Ошибки воспитания

Пограничная умственная отсталость, ЗПР

ЗПР или пограничная умственная отсталость — эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в целом вследствие нарушения развития. Это относительно легкие нарушения, основой которых является задержка темпа психического развития. Они занимают промежуточное место между нормально развитым интеллектом и олигофренией.
Задержка темпа психического развития может быть временным явлением. Существуют и врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности, таких детей и взрослых еще называют конституционально-глупыми.
Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления, наследственная предрасположенность, а также неблагоприятное воздействие окружающей среды. Задержки развития могут быть обусловлены психогенными ситуациями, когда ребенок разлучен с родителями, недостаточностью полноценных эмоциональных контактов (например, у детей, выросших в Домах грудника и Домах ребенка, детских домах, у сирот, которым никто не уделяет должного внимания), а также дефектами органов чувств (слепота, глухота, глухонемота), — в таких ситуациях ребенок не получает разносторонней информации для полноценного интеллектуального развития.
Развитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастные периоды. Если он не получает в это время необходимой информации, то его развитие замедляется.
Для нормального развития ребенка имеют большое значение и условия воспитания. Дети, выросшие в малокультурных семьях, где родители не занимаются их воспитанием и развитием, часто отстают в интеллектуальном отношении от своих сверстников. Играет роль и педагогическая запущенность.
Проявления задержки развития разнообразны. Помимо интеллектуальной недостаточности и незрелости психики, наблюдаются нарушения поведения и невротические симптомы.

Различают психогенно обусловленные задержки развития и
задержка развития в связи с ранним органическим повреждением мозга
.

1. ЗПР в связи с ранним органическим повреждением мозга.
Легкая интеллектуальная недостаточность при этом варианте вызвана нарушением функций в связи с остаточными явлениями заболеваний головного мозга, которые называются органическими.
Эта форма задержки психического развития характеризуется неравномерным недоразвитием интеллекта, причем в наибольшей степени страдают предпосылки интеллекта — внимание, память и психическая активность. Интеллектуальная недостаточность сочетается с быстрой утомляемостью, истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью и усилением влечений.
Внимание у таких детей неустойчиво, легко рассеивается и с трудом концентрируется. Дети с трудом сосредотачиваются на уроке, отвлекаются на посторонние разговоры или игры. Учитель должен постоянно делать им замечания, требуя внимания и выполнения заданий. Если родители не занимаются с ними постоянно, то возникает педагогическая запущенность, они отстают по всем предметам и остаются на второй год из-за неуспеваемости.

2.Психогенно обусловленные ЗПР.
Эти состояния более обратимы, чем другие задержки развития. Чаще всего они являются временными задержками развития.
Сравнительно легкая временная форма задержки развития наблюдается, когда ребенка отдают в круглосуточные ясли или в детский сад на всю рабочую неделю. В таких случаях ребенок мало видит родителей. Его воспитание либо никто не замечает, либо занимаются малообразованные няни, на попечение которых более двух десятков детей, и они не успевают уделять должного внимания нормальному психическому развитию своих подопечных, ограничиваясь кормлением, укладыванием спать, прогулками и сменой одежды. Дети мало видят взрослых, почти не слышат грамотной речи, их общение ограниченно воспитателями и такими же, как и они сами, малоразвитыми детьми. Они не умеют читать, считать и писать, что обычно умеют делать уже 3-4-летние дети, растущие в нормальных семейных условиях, которые каждый день имеют возможность впитывать новую информацию.
Все это вызывает отставание в развитии от норм, положенных этому возрасту.
По аналогичным закономерностям развивается задержка психического развития у детей, отданных с младенческих лет в Дома грудника, Дома ребенка, или позже в детские дома и интернаты. У воспитанников этих заведений задерживается развитие речи и интеллекта, отмечается бедность словарного запаса, недостаточный уровень знаний и ограниченность представлений по сравнению с детьми того же возраста, воспитывающимися в нормальной семье.
При внезапном разлучении с родителями у детей могут наблюдаться шоковые реакции с повышением температуры тела, рвотой, поносом, изменением поведения. Задержка развития возникает и при так называемом госпитализме, когда ребенок длительное время находится без родителей в больницах и специальных санаториях по поводу тяжелых хронических заболеваний (например, туберкулеза или нарушений опорно-двигательного аппарата), в интернатах для хронических больных. Такая интеллектуальная недостаточность быстро преодолевается при возращении ребенка в нормальную обстановку. Но если ребенок годами находится в таких учреждениях, то задержка развития может стать более стойкой.фектом органов чувств.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Карманные деньги детям Сколько давать детям карманных денег и платить ли детям за хорошие дела? Подобную практику можно...
  2. Гиперопека в семейном воспитании Попробуем определить, какая же картина мира возникает у ребёнка, над которым постоянно трясутся родители и...
  3. Нервные нарушения у детей Поговорим об особенностях воспитания нервных детей в семье. Большинство родителей просто не обращают на первые...
  4. Неблагодарный ребёнок Родители любят раз за разом подчёркивать, в каком неоплаченном долгу перед ними находятся их дети....
  5. Как дети манипулируют Если родители терзаются страхами и неуверенностью по поводу своих действий, ребёнок-манипулятор очень быстро обернет их...
admin Ольга Соколова
Дорогая мама! Когда вам станет актуально, воспользуйтесь способами моей помощи: 1. Чтобы знать как вам самостоятельно действовать в вашей конкретной проблеме, я могу провести первое бесплатное занятие или одну бесплатную консультацию 2. Чтобы я лично довела вас до результата, я провожу 1-3 месячную программу с еженедельными личными консультациями и ежедневными занятиями. 3. Чтобы записаться на первое бесплатное занятие или одну бесплатную консультацию и узнать подробности - перейдите:
http://trudno-deti.ru/i/

Отправить вопрос

Уведомления (проверить в спаме)
avatar
Sort by:   newest | oldest
Татьяна
Гость
Здравствуйте. Наткнулась на данном сайте на статью про пограничную умственную отсталость и решилась написать вам. Проблема в том, что недавно у меня диагностировали пограничную умственную отсталость. Для меня это, честно говоря, стало неожиданностью. И теперь я в растерянности. Да, мне трудно обучаться, из-за этого я не имею возможности работать там, где хочу, не могу поступить в вуз, не могу устроиться на умственную работу, а работать физически здоровье не позволяет. Даже из телефонного центра меня уволили, потому что совершенно не справлялась со своей работой. Собственно, вопрос: излечима ли пограничная умственная отсталость или можно хотя бы подкорректировать это состояние? Или хотя бы… Read more »
Елена
Гость
Здравствуйте,Татьяна! Хотела уточнить, кто именно или какое учреждение диагностировали у Вас пограничную умственную отсталость? Дали ли они Вам рекомендации о возможностях трудоустройства с учётом диагноза? Сколько Вам лет? В целом, вопросы, связанные с диагнозом, нужно обсуждать с врачом-психиатром и психотерапевтом. Я не являюсь врачом, консультирую как психолог людей, у которых нет диагноза. Либо людей с диагнозом с учетом рекомендаций врача-психиатра. В любом случае, Татьяна, Вы правильно поступаете, что обращаетесь за помощью. Пограничная умственная отсталость имеет разные степени и частично может корректироваться. То, что, не поддается корректировке, нужно хорошо знать о себе и учиться с этим жить в обществе. В этом… Read more »
Dima1995
Гость

Пограничная умственная отсталость — вариант нормы.

wpDiscuz