В основе суицидальных действий детей и подростков часто лежат чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить обидчикам, напугать их (что, в свою очередь, представляет собой следствие внутрисемейных конфликтов). В некоторых случаях попытки самоубийства носят демонстративный характер. Но чаще всего суицидальное поведение представляет собой реакцию детей на внутрисемейное насилие. Главная характеристика семейной атмосферы несовершеннолетнего суицидента – это проявления психического насилия: запугивания, унижения, оскорбительных наказаний, подкупа, злоупотребления доверием, чрезмерного контроля, пренебрежения заботой и т. п. Во многих случаях имели или имеют место проявления жестокости, т. е. физическое насилие. В некоторых неблагополучных семьях дети были доведены до суицида побоями и устрашающими наказаниями (изоляция в темной комнате, лишение пищи и питья).

Что касается подростков, то суицидальные попытки и намерения возникают у них в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, конфликты с семьей; в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства собственного достоинства и др.

Ребенок, посягнувший на собственную жизнь, все-таки надеется, что умрет не до конца. Полежит немного мертвым, полюбуется, как страдают от горя его близкие, а потом встанет и скажет: «Ну, хватит плакать, я пошутил!» В этом, наверно, и состоит главное отличие взрослых самоубийц от детей. Не понимая ценности человеческой жизни, последние легко бросаются ею.

Отношение к самоубийцам всегда было неоднозначным. Одни видели в их поступках лишь проявление скрытой болезни, другие усматривали греховное малодушие, третьи, напротив, — твердость духа. Так или иначе, но дело касается взрослых людей, сознательно решивших покинуть этот мир, несущих полную ответственность за свой выбор. А как быть с детьми? Неужели их едва обозначившаяся личность способна подняться до социальных и тем более, философских обобщений и сделать вывод о никчемности бытия? Что может подвести их к страшному решению?

Стремление к смерти у них бывает очень кратковременным, за этим следует чисто детский панический страх. Весьма распространен случай, когда самоубийством ребенок хочет наказать несправедливую учительницу, родителей, друзей-обидчиков. Надежда все та же: смерть когда-нибудь кончится, и пойдет прежняя жизнь.

Специалисты считают, что внешне благополучные семьи самые трудные для психологов. Родители в таких семьях очень хотят выглядеть не хуже других. Ребенок – наилучший способ самоутверждения, осуществления неутоленных амбиций. Для сына или дочери создается до предела заорганизованная жизнь, строго поделенная на «хорошо» и «плохо». Права на минимальную свободу действий и уж тем более на ошибку не оставляется. У ребенка не хватает сил на выживание в тесной клетке семейных догм и требований.

Нервные перегрузки, депрессию дети переносят совсем не так, как взрослые. Они не ложатся в постель носом к стенке, не жалуются на судьбу. Им просто становится скучно. Ничего не хочется. Все надоело. Работоспособность падает до нуля, зато в геометрической прогрессии возрастают рассеянность и несобранность. У родителей и учителей появляется великолепная возможность «проработать» подопечного за лень и безответственность, в который раз посетовать на распущенность и безразличие нынешней молодежи. Так и подливается потихоньку масло в огонь, подготавливая внезапный пожар.

Школьные конфликты – частая причина драм школьников. Разворачиваются они по классическому сценарию. Специалисты описывают его так. Тяжелые беременность и роды приводят к рождению ребенка со следами органических поражений – повышенной возбудимостью или, напротив, с замедленной реакцией. Излишняя живость или медлительность ребенка, трудность сосредоточения и неусидчивость становятся объектом нападок сначала воспитательниц в детском саду, потом – учителей в школе. Так постепенно школа для мальчика или девочки становится адом. Ненависть к школе оборачивается ненавистью к учению. Педагоги почти никогда не говорят с родителями о самом ученике, только о его успеваемости. С их позиции учащегося могут полностью описать оценки, стоящие в его дневнике. Против такого упрощенного до бесчеловечности взгляда подростки протестуют, как могут: сбегают из дому и бродяжничают, ищут поддержки в уличных командах неформалов, а то и решают свести счеты с жизнью.

Девчоночьи попытки самоубийства из-за несчастной любви – нередкий случай среди старших подростков. Вообще с этим возрастом трудно. С одной стороны, вполне взрослые проблемы: одиночество, дефицит общения, предательство близких. Но с другой стороны – детская наивность в оценке себя и своих возможностей, гипертрофированная жажда самоутверждения, непонимание ценности жизни. Мысль о самоубийстве бывает выношенной, много раз прокрученной в воображении и поэтому кажется не такой уж и страшной.

Взрослые оглядываются, пытаются рассмотреть причины, породившие эту болезнь, не задумываясь о том, что все трагедии ребят, в конце концов, замыкаются на их семье. Отсутствие родительской любви и милосердия – первый акт драмы. Желание ребенка покинуть недобрый и равнодушный к нему мир – акт последний.

Предупреждение детских и подростковых (юношеских) самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, чтобы дети не чувствовали себя в семье одинокими, непризнанными и неполноценными. Как отмечают психологи, в девяти случаях из десяти покушения на самоубийство детей и подростков – не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки часто говорят и предупреждают заранее; 80 процентов суицидных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем не менее, все это чрезвычайно серьезно и требует чуткости и внимания не только родителей, но и всех тех, кто по роду своей деятельности соприкасается с детьми и подростками из семей с различными формами неблагополучия.

Читайте с главной