Шестилетний малыш много знает и умеет, активно примеряет на себя роль «взрослого» и готовится к поступлению в первый класс. Кажется, что малыш уже усвоил основные сведения об окружающем мире и теперь необходимо только повторять изученное. Однако если вы прислушаетесь, что и как говорит ваш малыш, то поймете, что он многое путает, подменяет одно понятие другим или вообще додумывает лишнее. Те огромные объемы информации, которые ребенок запоминал и усваивал в период с 5 до 6 лет, хаотично перемешались в его голове. Теперь ваша задача упорядочить, систематизировать знания и помочь малышу устранить путаницу.

Представьте, что вы пришли в библиотеку, и вам необходимо разложить книги по следующим секциям – географическая, историческая, художественная и другие. Так же следует поступить и со знаниями вашего ребенка. Начиная разговор, например, о диких животных Африки, уточните, кого можно отнести к животному миру, вспомните и перечислите особенности и отличия животных от растений и людей. Потом расскажите о географических ареалах обитания определенного вида животных, об условиях климата и питания. Перечисляя и называя животных, постепенно формируйте знания о семействах и классах, к которым они принадлежат. Например, «Лев и рысь – это родственники нашей кошки Муськи. Посмотри, как они похожи! Такие животные, которые напоминают кошек, относятся к семейству кошачьих. Как ты думаешь, кого еще можно отнести к кошачьим?».

Лучше всего систематизировать знания с помощью детских энциклопедий. В них много наглядного материала: яркие и красочные иллюстрации помогут малышу быстрее усвоить и правильно классифицировать информацию. Даже если ребенок только пролистывает картинки, не обращая внимания на текст, это все равно позволит ему лучше ориентироваться в огромном потоке знаний.

Однако знания надо еще и уметь применять. Почаще просите малыша пересказывать вам события прошедшего дня, сюжет любимой сказки или мультфильма. Таким образом, вы не только проверяете память и внимание ребенка, но и отслеживаете его словарный запас, а также умение излагать информацию. Постарайтесь научить малыша не только правильно называть понятия и окружающие предметы, но и переводить эти знания в активный словарь. Звонок на велосипеде – это не гуделка, а луна и месяц на небе – почти одно и то же, потому что это другая планета. Чем больше значений разных слов знает и применяет ваш малыш, тем быстрее он научится ясно и точно выражать свои мысли. Такой навык объяснения и уточнения слов очень пригодится в школе.

В 6 лет следует уделить время и развитию социальных навыков ребенка. Малыш должен научиться контролировать эмоции, оценивать свои поступки и поведение. В этом вам поможет «табличка поступков и настроений». Предложите ребенку завести специальную табличку или дневник, в который он будет зарисовывать или с вашей помощью записывать события прошедшего дня, а потом выставлять им оценки. Например, «Сегодня Толик помог бабушке варить варенье. Это полезный поступок, потому что бабушке тяжело одной переносить банки и мыть посуду. Давай обозначим эту запись солнышком. Когда ты помогаешь другим, в душе словно зажигается маленькое солнышко, которое согревает всех вокруг», или «Вчера во дворе мальчики попросили твой мячик, чтобы поиграть в футбол. Но ты им ничего не сказал и ушел с мячом домой. Сегодня мальчики уже не звали тебя играть и вообще не хотят с тобой разговаривать. Обозначим этот день тучкой, и давай подумаем, почему ты так получилось и как можно исправить ситуацию?». Подобный контроль поведения и поступков позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны и оценить качества характера. Этот полезный навык поможет ребенку действовать обдуманно, а не под напором эмоций. Также очень важно своим примером показать малышу важность взаимопомощи, толерантности и культуры общения. Проговаривайте с ребенком все сложные ситуации, помогайте ему разрешать конфликты и недоразумения, объясняйте, интересуйтесь и не оставайтесь равнодушными к внешне наивным переживаниям своего ребенка. Чем быстрее он научится понимать себя, задумываться над словами и действиями, тем легче пройдет переход к школьной, а потом и взрослой жизни.

Читайте с главной