Второй кризис психического развития отличается боль­шим участием в его возникновении наряду с биологическими факторами социально-психологичес­ких причин. Подготовка и поступление в школу сами по себе в известной степени травмируют ребенка. Многие ученые особенно выделяют значе­ние особенностей психического развития в начале этого криза-в5,5года. Подчеркивается, что к этому времени формируется фундамент личности. «Упустить в воспитании годы детства до5,5года— это значит разрушить фундамент всего будущего» (В.И.Гарбузов,1980).

При нормальном развитии к5—7годам уже возникают и своя внутренняя позиция, и психоло­гические установки, и осознанное понимание сво­его места, своей роли в семье или другой микрос­реде. Вместе с тем, хрупкость нервной системы, неустойчивость психического равновесия, готов­ность к психогенным расстройствам отчетливо про­являются и в этом возрастном кризе. В указанный период обязательность обучения, хождения в школу становится потребностью (Г. Н. Сердюковская, 1985).

Л. И. Божович(1979)выявила важную зако­номерность: трудностей у ребенка больше, если он поступил в школу позже7лет. Возможно, это связано с появлением «стадного» чувства («должен быть, как все»), стремлением к самоутверждению и рассуждениями—«значит, я хуже». Депривация в этом отношении может сопровождаться внутрен­ним конфликтом и появлением комплекса, сопря­женного с неуверенностью в себе. Это очень важ­ная психологическая особенность, поскольку она часто оказывается основой невротических рас­стройств.

В период 2-го возрастного криза, как и во время 1-го, психогенные расстройства чаще всего прояв­ляются элементарными психореактивными или не­вротическими реакциями. Основой для их возни­кновения служит склонность к переутомлению и психосоматическая астенизация (нарушения сна, аппетита, головокружения, сниженная работоспо­собность, утомляемость, склонность к страхам и др.)

С поступлением в школу социальное сознание формируется очень быстро (отношение к окружаю­щим, к себе, к учебе, успехи и неуспехи, их пере­живание и преодоление). К важному выводу при­шел в свое время Л.С.Выготский(1960).

Согласно его учению, основным содержанием психического развития ребенка является изменение функцио­нального строения сознания, суть которого состоит в том, что на каждой стадии онтогенеза возникают свои нервные связи, своя готовность к восприятию новых психических переживаний. При этом на каждом следующем этапе первостепенное значение приобретает какой-либо один психический про­цесс.

Так, в младшем школьном возрасте основное значение имеет развитие мышления, которое опре­деляет изменение всех других психических процес­сов. Поступки ребенка становятся осознанными, опосредованными и произвольными.

По мере развития ребенка, накопления жизнен­ного опыта и развития мышления меняется характер деятельности отношений, возникают новые цели, задачи, растет самосознание. Все большую роль играет воспитание. Школьные занятия только тогда становятся причиной невроза, когда предъявляемые к ребенку требования не соответствуют его возможностям. Неуспеваемость является наиболее частой причиной психогенных реакций и неврозов.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Третий критический период психического созревания ребенка (12 лет) Третий возрастной кризис детства является самым длительным (12—18лет), самым выраженным, сложным и име­ющим наибольшее значение...
  2. Нормальная кризисная подростковая психология В резуль­тате временного ослабления коркового контроля над высшими вегетативными функциями при кри­тическом протекании пубертата нередко...
  3. Психолог для ребенка 5-7 лет Психолог для ребенка 5-7 лет — это прежде всего помощь в преодолении страхов, трудности обучения...
  4. Кризисный период — три года В этом возрасте, как и в последу­ющие критические периоды, ребенок становится капризным, ранимым, непослушным, повышенно...
  5. Упражнения для развития эмоций и навыков общения у дошкольника 1.«Кто как дышит». Спросите у ребёнка, знает ли он, как дышат собаки в жаркий летний...