Упражнение. Окно Джохари

Цель упражнения: это упражнение имеет несколько целей: 1) осознание того, что существуют «слепые» зоны, которые пока не видны самому себе; 2) осознание того, что окружающие люди часто видят то, что человек хочет от них скрыть и спрятать, надевая различные маски или притворяясь совсем другим человеком; 3) умение распознавать за маской сверстника истинное его лицо; 4) коррекция представлений об одноклассниках; 5) коррекция представлений о себе.

1 шаг. Знакомит участников тренинга с методом «окно Джохари», объясняя принцип его работы (Мелибруда «Я – Ты – Мы»).

Известное мне

Неизвестное мне

1. Открытое для меня и для других людей.

3. Закрытое для меня, но открытое для других.

2. Открытое для меня, но закрытое для

других людей.

4. Закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям.

2 шаг. Участникам предлагается отметить границы внутри окна так, как они это себе представляют.

3 шаг. Работа с 1 частью окна. Участникам предлагается показать с помощью пантомимы, сидя или стоя, ту черту или качество личности, которое «открыто для меня и для других людей». То, что не скрывается от других и видно всем окружающим людям. Остальные члены группы через дублирование пытаются отгадать эту черту или качество. Когда качество угадано, участник садится на место.

4 шаг. Работа со 2 частью окна. Нужно показать черту или качество личности, которое «открыто для меня, но закрыто для других людей». Ту черту, которую человек может обнародовать или раскрыть без ущерба для себя. Другие члены группы отгадывают эту черту через дублирование.

5 шаг. Показать черту личности или качество, которое «закрыто для меня, но открыто для других». Показывать надо не думая, первое, что складывается в позе или жесте. В данном случае показывающий сам не знает, что, тот или иной жест или поза означает. Члены группы начинают отгадывать, что, на их взгляд, это могло означать. В данном случае показывающий слушает молча все возможные варианты. Когда он считает, что ему достаточно информации, он садится на место.

6 шаг. Работа с 4 частью окна, которая обозначает область, которая «закрыта и недоступна ни мне ни другим людям». Она проводится в виде работы с метафорой, которую подростки дают на представление об этой области. Инструкция: «У каждого из нас есть область внутри нашей личности, которая настолько далеко спрятана, что ее не видит никто, а сам человек о ней может только догадываться. Представьте себе, на что эта область похожа, какая она?» Далее небольшие виньетки, в которых подросткам дается возможность соприкоснуться с этой областью, приблизиться к ней в безопасной обстановке.

6. Заключительная часть. Шеринг

Подростки делятся своими чувствами, которые возникли во время последнего упражнения или во время занятия в целом.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Арт-терапия «Жизненные ценности» Данное упражнение хорошо вводит в гармонию цвета. Сначала делаем фон, чередуя в правильном порядке цвета...
  2. Польза от раскраски драконовы ключи Ребёнку очень полезно раскрашивать драконовы ключи. Ребёнку достаточно раскрасить хотя бы один рисунок целиком, чтобы...
  3. Стихия воздуха в арт терапии Стихия Воздух это многомерность пространства хаоса. Воздух запросто может вывести из равновесия, создавая нестабильность, нарушая...
  4. Умение работать с упражнениями по арт-терапии С чего начинается умение работать с упражнениями по арт-терапии? С цветов радуги! Для того чтобы...