Стихия Воздух это многомерность пространства хаоса. Воздух запросто может вывести из равновесия, создавая нестабильность, нарушая структуру и делая возможными любые изменения внутреннего мира. Но опасность этих изменений в том, что очень легко потерять контроль, стихия воздуха тогда принесет не приятные ощущения нестабильности.

Становящийся доступным органам чувств благодаря своему движению, воздух описывается в виде дыхания, дуновения, ветра, обладающих множеством символических значений. Дуновение же, дыхание связаны с принципом жизни, животворящим духом, эманацией (Ср. др.-евр. ruah, лат. spiritus — обозначающие как дыхание, так и дух; т.ж. рус. «дух» и «воздух»; ср.т.ж. представление о душе — дыхании ). Одна из фундаментальных стихий мироздания, занимающая промежуточное положение между небом и землей, огнем и водой, — сфера божественного дыхания, символ одухотворения.Среди четырех стихий (как и огонь) рассматривается как активный, легкий, духовный и мужской

Стихия Воздуха показана в известном романе «Хроники Амбера» Роджера Желязны. «Чем сильнее принцы Амбера уходили от истинного Амбера в сторону Теней или Отражений, тем более причудливые и диковинные формы жизни начинали встречаться, мир становился более зыбким и колдовать становилось все легче. При смещении вправо, или сдвиге в сторону Истинного Амбера, то есть стихии Земли, мир становился плотнее и в Истинном Амбере магия принцев вообще переставала работать».

Пример занятия с детьми младшего школьного возраста знакомство со стихией воздуха.

Воздух – это вещество, но газообразное. Ознакомление со свойствами воздуха связано с рядом трудностей, и главная из них – ребенок не видит воздуха, не может потрогать его руками, не может с ним манипулировать. Для ознакомления с воздухом и его свойствами можно провести следующие занятия:1

Занятие 1 «Воздух, как его обнаружить».

Занятие 2 «Как можно обнаружить воздух».

Занятие 3 «Сжимаемость воздуха. Вес воздуха».

Занятие 4 «Свойства воздуха».

Наблюдения:

прозрачность воздуха, скорость передвижения (ветры разной силы).

изменение температуры воздуха.

сжимаемость воздуха (надувание шаров и др.).

На занятиях проводятся следующие опыты:

Воздух, способы его обнаружения (воздух в воде, земле).

— свойства воздуха.

Опыт 1. Воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку и выдыхаем воздух – в стакане появляются пузырьки.

Опыт 2. Сделайте маленький парашют. Покажите, что когда парашют спускается, воздух под ним расширяет купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно.

Опыт 3. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите корки апельсинов и предложите почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Опыт 4. Воздух имеет вес. Положите на чаши весов надутый шарик и не надутый: чаша с надутым шариком перевесит.

Опыт 5. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на горлышко ненадутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик сдуется, т.к. воздух при охлаждении сжимается.

Упражнения со стихией воздуха в арт терапии.

Упражнение «Четыре стихии».

Цель:

1) снятие психоэмоционального и физического напряжения;

2) знакомство с понятиями «эмоции»: «радость», «грусть», «злость», «спокойствие», «удивление».

Дети идут по тропинке и видят перед собой картинки с изображением 4 стихий: земля, воздух, огонь, вода.

Психолог: «Ребята, перед вами лежат карточки с изображениями. Что изображено на карточках? Правильно, вода, огонь, земля, воздух. А как можно назвать одним словом? Правильно, стихии. Молодцы! Посмотрите внимательно, и каждый из вас пусть выберет карточку. Выбрали?»

Каждый ребенок выбирает ту картинку, которая ему понравилась. Таким образом, у кого оказались картинки с одной и той же стихией, образуют группу. Рассаживаются по группам за столы.

Психолог: «Мы продолжаем путешествие. Слышите музыку? Давайте послушаем ее».

Начинается музыка. Фрагменты музыки. После каждого фрагменты обсуждение:

«Какие чувства у вас вызывает эта музыка? Какие ощущения? Какие эмоции у вас возникли? (Необходимо, чтобы каждый ребенок высказался, какие чувства у него возникли, слушая определенный фрагмент. Когда дети называют эмоции- радость, грусть, злость, спокойствие, удивление- психолог крепит на доску карточки с названием эмоций).

Как выглядит грустный человек? Брови у него нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты. А как выглядит веселый человек? Он улыбается, глаза радостные. А как выглядит злой человек? Брови нахмурены, губы сжаты. А удивленный человек? Рот приоткрыт, глаза большие, удивленные. Молодцы!»

Дети делятся впечатлениями по каждому фрагменту.

Упражнение «Хроматические холодные цвета — стихия воздуха в нюансовом цвете».

Хроматические цвета — это все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, проще говоря — это радуга.
Все цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме.
Зеленый может быть теплым (если в нем больше желтого) и холодным (если в нем больше голубого цвета), точно так же и фиолетовый, розовый, коричневый и другие сложные цвета, могут быть теплыми и холодными, в зависимости от оттенка.
Данное упражнение улучшит ваше настроение, станет ресурсным в решении проблем.
Упражнения выполняется гуашью. Цвета холодной цветовой гаммы. Холодные оттенки синего, фиолетового, зеленного и др. На палитре каждый цвет отдельно смешивают с белилами, вернее не смешивают, а соединяют таким образом, чтобы было видно оба цвета. Берется кисточка широкая, жесткая. Выбирается ваш смысл, олицетворяющая воздух, например,
-Аидоней как один из корней Вселенной;
-духовная жизнь;
-свобода;
-чистота;
-дух Божий, носящийся над водами;
-пространство возникновения и развития жизни;
-свет;
-полет;
-запах и вкус;
-ураганный ветер;
-творение мира из первичного хаоса;
— на четырех ветрах;
— как координация пространства;
— «…дунул, и говорит им: примите духа святого»
-одна из стихий мироздания,сфера пребывания душ;
-на воздухе покоится небо;
-Борей — северный ветер;
-Зефир -южный ветер и тд.
Что конкретно рисовать, если в голову не приходит готовый образа воздуха? Птицу, мыльные пузыри, одуванчик, облака… Главная задача: фигура должна быть видна на фоне, но фон не должен сильно отличаться от фигуры. Для достижения этого эффекта рисунок нужно начинать с фигуры, нарисовав небольшую ее часть, сразу перейти на создание кусочка фона. И так плавно, двигаясь, заполнить весь лист.
Рисунку дайте название и обсудите в группе важные моменты, а также выслушайте обратную связь.

Упражнение «Быстрое письмо. 5 минут о стихии воздуха

По сигналу писать пять минут все слова, которые приходят в голову. Перед этим нужно прослушать мини лекцию на тему воздуха. Писать нужно не останавливаясь, если ничего не приходит в голову, то нужно последнее написанное слово повторять, пока не появятся новые.
Разбиться в пары. Показать символически свои слова по одному. Один показывает, второй запоминает и показывает, то что запомнил и затем наоборот. Нужно обменяться мнениями: что было показано правильно, что пропущено. Затем пара создает сюжет совместный и показывает перед группой.

Читайте с главной