В этом возрасте, как и в последу­ющие критические периоды, ребенок становится капризным, ранимым, непослушным, повышенно утомляемым, раздражительным, упрямым, протес­тующим против власти взрослых, подверженным психогенным срывам. Отмечаются также внутрен­няя дискомфортность, напряженность, большая чувствительность к депривации, вызывающей фрус­трацию (Л.И.Божович,1978).

В это время особенно опасно подавлять растущую активность ребенка, способствовать дефициту общения и эмоциональ­ного контакта. Последнее может привести к аутиз­му (замкнутость), речевым расстройствам (задержка развития речи, отказы от общения, речевого кон­такта). Подчеркивается значение складывающейся к этому возрасту «я-системы» («я сам!»)—самосоз­нание, самооценка, желание одобрения своей дея­тельности. Если эти стремления не поддерживают­ся взрослыми, игнорируются или подавляются, могут возникать внутренние конфликты (между стремлением, желанием и невозможностью удов­летворения потребностей при выборе между «хочу» и «надо»).

Кризисный период — три года[/caption]Возникают противоречивые переживания, рас­тет эмоциональная напряженность, нарушается поведение, появляется склонность к невротическим реакциям. Если криз сопровождается перечислен­ными особенностями в полной мере, его уже мож­но обозначить как преневротическое состояние

(G.Destunis,1962).

Первые невротические проявления в этом воз­расте внешне обнаруживаются поведенческими ре­акциями (протеста, отказа).

Таким образом, к3—4годам ребенок становит­ся существом со своим, хотя и небольшим, но ощутимым психологическим богатством, социаль­ным опытом, осознанными и неосознанными потребностями и желаниями, самооценкой, уверен­ностью (или неуверенностью) «в завтрашнем дне», своими трудностями. От правильного разрешения всех этих проблем зависит его будущее психическое здоровье. Для нарушения психического равновесия, очень неустойчивого в периоды кризов, достаточно небольших отрицательных воздействий.

Ребенок может реагировать на какие-то собы­тия, ситуации патологически, потому что какой-то. раздражитель чрезмерно пугает или подавляет его. (неосознанные, психологически не переработанные

в сознании ситуации), а может ^просто усваивать противоречивые требования или отрицательный стиль отношений родителей, что становится для него моделью поведения.

Значение кризов в интересующей нас проблеме подтверждается фактическими данными. Число пси­хогенных расстройств в период 1-го возрастного криза в3раза выше, чем в последующий, «спокой­ный», возрастной отрезок. Во время 2-го криза количество психогенных реакций вновь увеличива­ется (И.А.Шашкова,1983).

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Третий критический период психического созревания ребенка (12 лет) Третий возрастной кризис детства является самым длительным (12—18лет), самым выраженным, сложным и име­ющим наибольшее значение...
  2. Нормальная кризисная подростковая психология В резуль­тате временного ослабления коркового контроля над высшими вегетативными функциями при кри­тическом протекании пубертата нередко...
  3. Второй возрастной кризис развития психики ребенка (7лет) Второй кризис психического развития отличается боль­шим участием в его возникновении наряду с биологическими факторами социально-психологичес­ких...
  4. Психолог для ребенка 5-7 лет Психолог для ребенка 5-7 лет — это прежде всего помощь в преодолении страхов, трудности обучения...
  5. Устанавливайте ребёнку правила и ограничения Правила и ограничения нужны для формирования личности ребенка. Вопреки распространенному заблуждению, ребенка, не знающего запретов,...