Как заставить ребёнка сделать какое-нибудь дело, которое он должен выполнить самостоятельно? Объявить ему, что, например, обязанность ходить в школу — это обязанность ребёнка. И после этого позвольте себе проявить новый для вас интерес, любопытство к поведению вашего ребенка. Как он поступит теперь, когда сам будет отвечать за тот поступок, который вы передали ему. Пусть это будет так, как будто вы читаете книгу, которая вам очень нравится и вы знаете, что в ней все хорошо кончается, но при этом не имеете никакого представления о содержании очередной главы.
Словом, вы готовы к разного рода неожиданностям, зная, что герои книги в безопасности и их ждет благополучное разрешение коллизии. Когда вы почувствуете подобный дружелюбный интерес, представьте, что вы поворачиваетесь к ребенку и видите, что он как раз делает то, что относится к перечню событий его жизни. Вы замечаете это с интересом и исходным чувством доверия к тому, что он сможет успешно разрешить возникшую проблему.
Теперь, с чувством доверия к поступкам вашего ребенка, начните репетировать обращение к нему, в котором вы как бы передаете ему или ей ответственность за выбранное вами поведение.
Вот пример обращения по поводу: ребёнок не хочет ходить в школу: «Корней, я беспокоилась и сердилась по поводу того, что в прошлый раз ты не пошел в школу, и пыталась заставить тебя пойти туда. Я долго думала об этом и теперь понимаю, что поступала глупо. Я не могу заставить тебя делать что-либо, и, кроме того, все это действительно твое дело, так как влияет прежде всего на твою жизнь. Я поняла, что ты вполне можешь сам принимать правильные решения относительно занятий в школе. С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе: что бы ты ни решил, будет для тебя правильным. Я по-прежнему буду интересоваться твоими делами и всячески помогать тебе, если, конечно, ты об этом попросишь, но в целом все это теперь твое дело».
Обратите внимание, что данный монолог был построен на «Я-высказываниях», т. е. говорится только то, что чувствуется или делается. При этом очень важно не задавать вопросов в виде «Ты-высказываний» типа «Почему ты не хочешь ходить в школу?» или «Ты ходил сегодня в школу?».
Как вы помните, в каждом поступке, за который отвечает ваш ребенок, есть еще и то, что все-таки влияет и на вашу жизнь.
Если в том поступке, который выбрали вы, это присутствует, то мы рекомендуем дополнить договор с ребенком вашими условиями, при которых эти пункты должны выполняться совместно.
Например, таким образом: «Я не собираюсь вмешиваться в твои школьные дела, в то же время есть кое-что, чего я хочу. Я хочу, чтобы во время школьных занятий здесь не было твоих приятелей. Я хочу, чтобы каждый из нас выполнял свои обязанности. Я не хочу содержать иждивенца».
Обратите внимание, что и это обращение является лаконичным и целиком состоит из «Я-высказываний». В нем говорится о том, что вы чувствуете, что вы хотите, что вы собираетесь делать. Будьте ясными и лаконичными в своих высказываниях.
Далее в договор необходимо внести ответственность ребенка за нарушение принятых пунктов: «Если ты будешь нарушать наш договор, то я, со своей стороны, сниму с себя обязанности по заботе о тебе. Я перестану для тебя готовить, стирать и не буду давать тебе денег на каждодневные расходы».
Попрактикуйтесь в этом обращении до тех пор, пока не почувствуете, что оно вас больше не стесняет.
Мы просим вас сначала записать составленные вами высказывания, а затем проговорить их несколько раз вслух.
И только поняв, что вы можете легко говорить на новом для вас языке, отправляйтесь к вашему ребенку.
В этом случае вы можете прямо и открыто заявить ему, что пришли к определенному решению в отношении конкретной проблемы. Сформулируйте это решение.
Реакция вашего ребенка на все это может оказаться для вас неожиданной. Нам приходилось видеть детей, реагировавших очень по-разному: от радости до вспышек раздражения, от обвинений («Ты не заботишься обо мне!») и просьб избавить их от ответственности до явной апатии, безразличия и отсутствия какой-либо заметной реакции. Мы советуем вам спокойно выслушать ребенка (что бы он ни говорил и ни делал в ответ на ваше обращение) и мягко повторить, что это именно то, что вы хотите сделать. При этом сконцентрируйте внимание не столько на реакции ребенка, сколько на вашем собственном намерении придерживаться «Я-высказываний». Не задавайте вопросов и говорите коротко.
Изменение вашего ребенка может произойти не сразу и, что самое интересное, не всегда к лучшему. Итак, если вы выполнили все это, то вам уже не придется долго ждать результатов.Вы смогли изменить свое поведение, следовательно тем, кто вас окружает, ничего не остается, как меняться тоже.
Предлагаем материалы по интересующей теме:
- Формирование самостоятельности у подростков Если вы ищете истоки несамостоятельности ребёнка, то загляните в его детство. Потихонечку накапливаясь, все проблемы...
- Истерики подростка Подросток кричит, закатывает истерики, когда ему или ей перечат?Конечно, вам не хочется, чтобы ребенок был...
- Ребёнок не убирает в своей комнате Ребёнок категорически отказывается убирать в своей комнате. такое поведение ребёнка заставляет родителей применять различные хитрости...
- Ребёнок плохо учится в школе Что предпринять, если ребёнок не хочет учиться в школе? То, что делает ваш ребенок в...
- Ребёнок поздно ложится спать Если дети поздно ложатся спать, то на следующий день у них слипаются глаза, они вялые...
Отправить вопрос
«Защищать ребёнка от последствий его ошибок-напрасный труд. Он учится на собственном опыте. Вы можете лишь поддержать его,когда он получит от жизни очередной урок. Уверенность в родительской любви и заботе придаст ребёнку новые силы и укрепит веру в свои возможности.»
Юлия, спасибо за комментарий. Если Вас заинтересует, то истоки статьи здесь: Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. — М.: ТЦ «Сфера», 2000 – (Серия «Практическая психология»)
Здравствуйте. У меня проблема с ребенком 13 лет, не хочет ходить в школу. Мы переехали и он перешел в другую школу, и съехал на двойки. Такой договор я с ним уже заключала, но ничего не получилось. Что дальше делать я не знаю!!! В одной статье говорилось о домашнем обучении, семейном обучении. Но есть большие сомнения, что из этого может выйти чего то хорошее? По-советуйте, что делать дальше…
Здравствуйте, Ирина! У вашей проблемы со школой есть конкретная причина — новый класс, новые учителя, новые требования. Так бывает часто в период адаптации. Не получилось с договором? Что именно не получилось? Начните с адаптации, узнайте у классного руководителя и предметников, какие требования у этой школы чтобы получать 3. Что они вам советуют? Трудный период в школе только начался, настройтесь на длительный бой. Быстро и легко не будет, но ребёнку нужно помочь. Пишите какие шаги были уже сделаны, будем планировать новое продвижение.