На современном этапе развития отечественного образования проблема школьной неуспеваемости является одной из самых актуальных. Основные трудности в обучении часто связаны с недоразвитием вербальной деятельности и высших психических функций.

Основной массив специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается и аграмматизмами. Изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времен образует сложную систему кодов, позволяющих упорядочить обозначаемые явления, выделить признаки и отнести их к определённым категориям.

У детей с речевым недоразвитием отмечается неправильное согласование сказуемого и подлежащего в роде и числе. Трудности развертывания предложения приводят к изменению замысла в процессе его написания.

Особенно это характерно для третьеклассников с речевым недоразвитием, так как возрастает количество слов в предложении. Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого становятся более частыми, если в предложении есть ряд однородных подлежащих.

При согласовании глаголов с существительными учащиеся с недоразвитием речи обычно испытывали большие трудности. Согласование оказывается как бы зеркалом, в котором отражаются грамматические особенности господствующего слова.

Ликвидирование ошибок на уровне процессов управления предусматривает предварительную словарную работу по уяснению учащимися значения слова, показу сочетаемости данного слова с другими, по составлению вариантов предложений.

Можно констатировать недостаточную сформированность грамматического строя речи у детей с речевым недоразвитием и необходимость определения стратегии по преодолению аграмматизма у младших школьников.

Читайте с главной