Опосредованное понимание — процесс поэтапный и последовательный во времени: от первоначального смутного недифференцированного осмысления к более четкому, ясному и дифференцированному. Обычно такой вид понимания имеет место при осмыслении нового материала и осуществляется как выделение и осмысление отдельных элементов, дающее возможность понять целое. В данном случае понимание осуществляется как сложная аналитикосинтетическая деятельность, в которой выделение частей или сторон целого тесно переплетается с объединением их между собой, с раскрытием связей и отношений между ними и тем целым, которому они принадлежат. В ходе этой деятельности случается, что в какой-то момент времени понимание достигается сразу, «внезапно». Однако следует иметь в виду, что такое «внезапное» понимание оказывается подготовленным предварительной аналитической работой, которая протекала еще до того, как было достигнуто это «внезапное» понимание.
Многочисленные экспериментальные исследования доказывают, что понимание всегда основывается на знании, полученном как в текущем, так и в предыдущем опыте.
Понимание проявляется «многолико» и неоднозначно. Иногда оно сводится к отнесению предметов или явлений к определенной категории, подведению частного случая под соответствующее понятие. В элементарной форме такое понимание совпадает с узнаванием. В других случаях понимание — это выяснение причины явления и прогнозирование следствия, то есть установление причинно-следственных связей, раскрытие происхождения и развития явления. Например, понимание поступков людей за-ключается в раскрытии объективных причин совершаемых ими действий, их мотивов, смысла, общественного значения. Иногда понять что-нибудь — означает установить, как устроена вещь, из каких частей она состоит, как действует каждая часть, как взаи-модействуют части между собой. Таково, например, понимание всякого рода механизмов, строения организма и его деятельности.
В области человеческих взаимоотношений понимание дости-гается благодаря восприятию людей друг друга, объяснению и предсказанию поступков другого, эмпатии (понимание чувств, потребностей другого). В общении и в процессе совместной тру-довой деятельности особое место занимает понимание речи (от-дельных слов, предложений, связного изложения). При этом в процесс понимания входит не только буквальное значение речи, но и ее подтекст, ее дополнительная смысловая нагрузка.
Понимание как механизм мышления имеет непосредственное отношение к выявлению новых знаний о действительности, к их усвоению, к включению нового в структуру опыта субъекта. Ха-рактерная особенность понимания состоит в том, что в разных проблемных ситуациях понимание человеком фактов, событий, явлений имеет неодинаковую психологическую природу (В. В. Знаков). Это положение важно для нас, так как в ситуациях взаи-модействия человека с интерактивным оборудованием, общения с другими членами группы в среде темной сенсорной комнаты проявляются разные формы понимания. Это находится в прямой или опосредованной зависимости от того, как осуществляется взаимодействие с интерактивной средой, а главное, какую цель оно преследует: сенсорно-перцептивное развитие, коррекцию по-ведения, релаксацию и т. д.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Развитие понимания у детей Различают два вида понимания: непосредственное и опосредованное. Оба эти вида активно развиваются у детей, подростков...
  2. Виды мыслительных действий у детей Виды мыслительных действий у детей связанны с пониманием ребенка различных процессов. В основе понимания лежат...
  3. Полнота и обоснованность понимания Высокая степень полноты понимания — необходимое условие достижения его глубины и отчетливости. Полнота понимания характеризуется...
  4. Опосредованность понимания у ребенка К числу важных параметров понимания относится опосредо-ванность. В условиях темной сенсорной комнаты она проявляется в...
  5. Развитие базовых психических функций. Восприятие Психолого-педагогическая и психотерапевтическая работа в интерактивной среде темной сенсорной комнаты, на наш взгляд, требует пояснения...