К числу важных параметров понимания относится опосредо-ванность. В условиях темной сенсорной комнаты она проявляется в процессе манипулирования интерактивным оборудованием, реальными предметами, образами предметов или речью. Опосредованность, как правило, отражает доминирующую основу мыс-лительного процесса (предмет, образ, слово). Например, понима-ние может быть достигнуто с помощью речи (внутренней или внешней), то есть на основе размышления «про себя» или вслух. Однако следует иметь в виду, что к пониманию можно прийти, совершая определенные действия с предметами или оперируя образами, которыми наполнена интерактивная среда темной сенсорной комнаты.

Обобщенность понимания характеризует степень выделения существенных признаков предметов и явлений из несущественных. Такой параметр понимания, как соотношение логических и эмоциональных компонентов, реализуется в довольно мучительном эмоциональном переживании интеллектуального затруднения, в настойчивом стремлении преодолеть его, найти решение вопро-са.
Для определения направлений работы в темной сенсорной комнате немаловажное значение имеет подход, в соответствии с которым понимание определяется как ориентировка в проблемной ситуации (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.). В соответствии с этим подходом начальным этапом полноценной мыслительной деятельности является ориентировочный этап. Его основная функция ? анализ условий задачи и в предварительное составление общего плана ее решения, определение стратегии поиска. При решении простых задач этот этап носит кратковременный и свернутый характер (путь решения виден сразу и быстро реализуется на практическом занятии в сенсорной комнате). При выполнении более сложных заданий этот процесс более длителен и развернут. Иногда ему сопутствуют некоторые рассуждения и внешние действия планирующего характера. Например, дети не только с интересом смотрят на «огонь» факела, который имитирует светильник «Пламя», но и стремятся его потрогать (это безопасный для данной манипуляции прибор). Когда специалист, ведущий занятие, включает проектор «Солнечный» и на стене проплывают космические виды, летают бабочки или тяжелой походкой проходят динозавры, дети не только активно воспринимают изображения, любуются ими, но и пытаются «поймать» их.
Учитывая все выше сказанное, мы склонны трактовать пони-мание как сложную аналитико-синтетическую деятельность, сложный процесс постижения смысла и значения проблемной ситуации, который одновременно выступает и определенным результатом, своеобразным итогом мыслительной деятельности, когда для разрешения проблемной ситуации поступающая информация соотносится с уже имеющейся системой знаний.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Полнота и обоснованность понимания Высокая степень полноты понимания — необходимое условие достижения его глубины и отчетливости. Полнота понимания характеризуется...
  2. Развитие понимания у детей Различают два вида понимания: непосредственное и опосредованное. Оба эти вида активно развиваются у детей, подростков...
  3. Виды мыслительных действий у детей Виды мыслительных действий у детей связанны с пониманием ребенка различных процессов. В основе понимания лежат...
  4. Сенсорика ребенка в интерактивной комнате С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты позволяет...
  5. Развитие базовых психических функций. Восприятие Психолого-педагогическая и психотерапевтическая работа в интерактивной среде темной сенсорной комнаты, на наш взгляд, требует пояснения...