В ходе работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате мы заметили, что интерактивное оборудование возбуждает интерес детей, стимулирует их исследовательские действия,
Эмоциональное развитие. Эмоциональное общение с ребенком — одно из самых важных условий его развития. На первом году жизни ста-новление эмоций и общение со взрослым являются ведущими направле-ниями нервно-психического развития ребенка.
Специальное оборудование темной сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулируя зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизируя ре-чевые проявления.

В ответ на ласковое обращение, сопровождаемое улыбкой, легко получить ответную улыбку, а затем и проявление эмоциональной экспрессии.
При проведении стимулирующих занятий в сенсорной комнате педагог не только сам обогащается положительными эмоциями, ис-ходящими от ребенка, но и, используя способность детей к подражанию, знакомит их с различными эмоциональными проявлениями.

Следует учесть, что показателем психического развития ребенка в этот возрастной период является только ответная реакция (улыбка, гуле-ние, лепет и т. д.) на эмоционально-радостное общение со взрослым.
Спонтанные эмоциональные экспрессии — показатель хорошего са-мочувствия ребенка и не более.
Голосом, позой, интонацией, нежными прикосновениями следует выражать ребенку свою любовь, стремление разделить с ним разные эмоциональные состояния и оградить его от отрицательных эмоций. В эмоциональных играх ребенок чувствует радость от общения с близкими людьми, что является предпосылкой для начала обучения и воспитания.

Развитие общих движений. Для нормального развития мозга в младенчестве необходимо, прежде всего, движение. И чем оно разнообразнее, интенсивнее и жизнерадостнее, тем эффективнее развитие ребенка, особенно его интеллектуальной сферы. Когда ребенок начинает ползать или сидеть без поддержки, самостоятельно ходить, возможности узнавания (познания) возрастают. Например, бросать на пол предметы и получать знания об их свойствах и качествах значительно проще и легче, когда он сидит. Относительным противопоказаниям к занятиям является эпилептоидная готовность.

Занятия, в ходе которых используются различные движения, нормализуют мышечный тонус, развивают общую моторику (способность удерживать голову, поворачиваться на бок, на живот, на спину, самостоятельно садиться, ползать, подтягиваться до положения «стоя у опоры», опускаться из положения «стоя» в положение «сидя», ходить).
Развитие движений руки и обучение действиям с предметами. Организуя работу по развитию движения руки и обучению действиям с предметами детей в возрасте до одного года, мы ставим следующие цели: установление общения и взаимодействия между ребенком и взрослым; обогащение тактильных ощущений; снижение мышечного тонуса руки; стимуляция раскрытия ладони и отведения большого пальца; стимуляция направленного движения руки; стимуляция захватов, ориентируясь на форму и величину предметов и их положение в пространстве; обучение предметно-практическим манипуляциям с предметами различной величины и формы, учитывая их свойства; развитие зрительно-двигательной координации «глаз — рука».
Развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций — важный аспект общеразвивающей работы с детьми раннего возраста.

Ребенок учится сосредоточивать взгляд на предметах, прислушиваться к их звучанию. Это становится основой его перцептивной деятельности, которая сопряжена с появлением предметных действий ? манипуляций. Эти действия доорудийные, то есть действия ребенка с предметами не соответствуют их функциям и назначению (он их ощупывает, бросает, берет в рот и т. п.). Позднее появляются элементарные результативные действия, которые уже к концу первого года жизни все более соответствуют назначению предмета и становятся разнообразными и совершенными. Ориентировочные зрительные и слуховые реакции ребенка формируются в процессе ситуативно-делового общения со взрослым, которое является также основой развития речи ребенка.

Обогащение тактильных ощущений. Ж. Пиаже рассматривает взаимодействие ребенка с предметом как один из путей изучения им предметного мира и формирование основ интеллекта.
Зрительно-тактильно-кинестетические связи образуются уже в тот момент, когда ребенок направляет руки к предмету и овладевает им. Прикасаясь ладонями, пальцами к предмету, ребенок испытывает определенные ощущения. Предмет воспринимается как объект, обладающий определенной формой, массой, упругостью и свойствами: твердый — мягкий, теплый — холодный, толстый — тонкий и т. д. Воспринятый предмет становится стимулом целенаправленного движения руки, которое осуществляется под контролем зрения, то есть зрительный анализатор выполняет ведущую роль в развитии руки. Это взаимодействие можно выразить так: глаз «учит» руку, а рука «учит» глаз.

Читайте с главной