Различают два вида понимания: непосредственное и опосредованное. Оба эти вида активно развиваются у детей, подростков и взрослых в процессе абилитационных, психотерапевтических занятий в темной сенсорной комнате. В зависимости от целей и направлений работы в интерактивной среде в большей мере развивается тот вид понимания, который целенаправленно формируется в ходе занятий с определенной адресной группой детей (подростков или взрослых).
Для того чтобы выделить наиболее значимые для разных направлений работы в темной сенсорной комнате виды понимания, кратко рассмотрим их.
Непосредственное понимание достигается сразу или почти сразу. Оно не требует усилий, не опосредуется никаким предварительным размышлением. В ситуации, хорошо известной субъекту, нет необходимости предварительно рассуждать и повторно ее анализировать, поэтому понимание здесь как бы сливается с восприятием объектов.Когда нужно понять знакомые слова, действия, поступки людей и т. д., то понимание осуществляется в форме понимания-воспоминания. Такое понимание основано на актуализации прошлого опыта, фактически не требует от человека мышления в момент понимания и основывается на прошлой мыслительной деятельности. Ассоциации, возникшие в прошлом опыте и служащие основой понимания, в этих случаях актуализируются достаточно быстро по времени. Эти особенности непосредственного понимания необходимо учитывать в практике психотерапевтической работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, и особенно в работе с подростками и взрослыми. Занятия в специально созданной интерактивной среде, наполненной аудиальными и визуальными стимулами, в сочетании со словесной регуляцией действий позволяют максимально сконцентрировать внимание на интересных, значимых, наиболее проблемных ситуациях, основанных на предыдущем жизненном опыте человека. Эта концентрация внимания в комплексе с релаксационным эффектом, то есть устранением излишней напряженности и недоверия к окружающему, в гармонизирванных условиях интерактивной среды, позволяет вызывать понимание-воспоминание. Мыслительная деятельность индивида, основанная на прошлом опыте, выбор из этого опыта наиболее ярких и значимых событий, как положительных, так и негативных, умелая коррекция их с помощью психотерапевтических методик ? одна из задач работы специалиста в темной сенсорной комнате.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Виды мыслительных действий у детей Виды мыслительных действий у детей связанны с пониманием ребенка различных процессов. В основе понимания лежат...
  2. Сенсомоторное развитие дошкольников Общеразвивающая, коррекционно-образовательная, психо-логическая и психотерапевтическая работа с детьми, подростками и взрослыми в интерактивной среде темной...
  3. Сенсорика ребенка в интерактивной комнате С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты позволяет...
  4. Полнота и обоснованность понимания Высокая степень полноты понимания — необходимое условие достижения его глубины и отчетливости. Полнота понимания характеризуется...
  5. Опосредованное понимание у детей Опосредованное понимание — процесс поэтапный и последовательный во времени: от первоначального смутного недифференцированного осмысления к...