Общеразвивающая, коррекционно-образовательная, психо-логическая и психотерапевтическая работа с детьми, подростками и взрослыми в интерактивной среде темной сенсорной комнаты осуществляется в соответствии с принципами, сформулиро-ванными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях. К этим принципам относятся:
• деятельностный;
• онтогенетический;
• единства диагностики, коррекции и развития;
• общие дидактические принципы.
Занятия с детьми дошкольного возраста организуются в со-ответствии с комплексными программами «Кроха», «Детство», «Программа воспитания в детском саду», «Радуга», «Развитие» и др. В основе занятий с детьми с ограниченными возможностями лежат коррекционные программы («Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недос-таточностью», «Программа воспитания и обучения детей с нару-шением зрения» и др.). Работа со школьниками проводится с учетом программных требований их основного и дополнительного образования.
При отборе содержания для психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических занятий с разными кате-гориями детей, подростков и взрослых учитываются:
• характер ведущей деятельности;
• ведущие мотивы и потребности человека в различные возрастные периоды;
• структура и степень выраженности нарушений развития и поведения;
• особенности развития интеллекта и коммуникативных навыков;
• уровень развития саморегуляции и самооценки;
• нарушения в отношениях со сверстниками;
• особенности отношений и взаимодействия в семье;
• психотравмирующие факторы среды и т. п.
Помимо проведения в сенсорной комнате новогодних и других праздничных утренников возможны следующие общие принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты:

1. Основу общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической и психотерапевтической ра-боты составляет баланс свободной самостоятельной деятельности детей (подростков, взрослых) и совместной деятельности со специалистом (педагогом-психологом, врачом, воспитателем и т. д.).
2. Специалист, работающий с ребенком (подростком, взрослым) индивидуально (или с группой) привлекает его (их) к разным видам деятельности в специально созданной полифунк-циональной интерактивной среде. Он делает это без психологи-ческого принуждения, опираясь на интерес ребенка (подростка, взрослого) к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским (материнским, товарищеским) участием.
3. Дифференцированный подход в общеразвивающем, коррекционно-образовательном, психологическом или психоте-рапевтическом процессе реализуется в нескольких направлениях:
• при организации полифункциональной интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (под-ростков, взрослых), развития саморегуляции их деятельности;
• в использовании гибких форм работы (индивидуально, в парах, в подгруппах, в группе), соответствующих интересам и возможностям детей (подростков, взрослых);
• в индивидуальном выборе времени для разных видов совместных занятий в зависимости от возраста занимающихся и режима их основной деятельности.

Определяя задачи общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической и психотерапевтической ра-боты с детьми (подростками, взрослыми) в темной сенсорной комнате, необходимо ориентироваться на культурологическую и знаниево-компетентностную парадигмы. Выбор задач, которые решает специалист в интерактивной среде, зависит от состава группы, направленности учреждения, в котором осуществляется данная работа.
Практические задачи по реализации содержания занятий решаются специалистами, работающими с адресными группами в данной среде, исходя из личностно-ориентированной модели взаимоотношений (субъект-субъектной) на комплексной основе. Все направления общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической и психотерапевтической ра-боты в полифункциональной интерактивной среде темной сен-сорной комнаты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.
Мы уже говорили о том, что сочетание нескольких стимулов полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты, (звуков, цвета, запахов, тактильных ощущений) может оказывать неодинаковое воздействие на психическое и эмоцио-нальное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, то есть речь идет о феноменах возбуждения и торможения. Причем процессы торможения также являют собой возбуждение, но в измененном виде (А. А. Ухтомский). Поэтому темная сенсорная комната способствует не только достижению релаксации, но и активизации различных функций центральной нервной системы. Систематическое, но индивидуально дозированное (в зависимости от возраста, наличия психологических и медицинских проблем) пребывание человека в такой среде позволяет решать следующие задачи:
• гармонизировать психоэмоциональное состояние;
• коррегировать нарушения в эмоционально-волевой сфере;
• развить познавательную деятельность детей и подрост-ков, их интерес к исследовательской деятельности;
• стимулировать все сенсорные процессы;
• развить общую и мелкую моторику, скорректировать двигательные нарушения;
• помочь детям, подросткам и взрослым, оказавшимся в стрессовой ситуации, легче преодолеть ее и др.

Читайте с главной