Виды мыслительных действий у детей

Виды мыслительных действий у детей связанны с пониманием ребенка различных процессов. В основе понимания лежат три вида мыслительных действий: опознавание знакомого в новом материале; прогнозирование и выдвижение гипотез о прошлом или будущем объекта в ситуациях, которые необходимо понять; объединение элементов пони-маемого в целое. Осуществление субъектом именно этих действий в темной сенсорной комнате способствует возникновению у него соответствующей формы понимания объекта: понимания-узнавания, понимания-гипотезы, понимания-объединения. Для занятий в темной сенсорной комнате важны все формы понимания объектов, событийных ситуаций, но они не равнозначны для достижения целей развивающей или психотерапевтической работы в интерактивной среде.
Понимание-узнавание соотносится с пониманием событий и фактов. Ведущая мыслительная процедура в этом случае — узнавание. Оно часто носит констатирующий характер: субъект ограничивается узнаванием факта, актуализацией его смысла, сформированного в прошлой мыслительной деятельности.
Понимание-гипотеза реализуется в различных видах мысли-тельной и предметно-практической деятельности, обусловленных типами проблемных ситуаций. В специально разработанных про-граммах развивающей, психотерапевтической и другой работы в темной сенсорной комнате предполагается использование об-стоятельств, которые могут подразумеваться или быть представ-ленными в виде описания событий, взаимодействия с предметами познания, разыгрывания ситуаций, требующих установления об-стоятельств их возникновения, осознания причин, их вызвавших, или последствий, к которым они могут привести. Во всех указан-ных случаях основное содержание мыслительной деятельности познающего субъекта в интерактивной среде составляют интел-лектуальные действия прогнозирования, поиска неизвестного. Эта деятельность в среде темной сенсорной комнаты усиливается под направленным воздействием на процесс понимания дополни-тельных раздражителей, по модальности соответствующих его характеристике: аудиальных, визуальных или тактильных ощу-щений.
Понимание-объединение возникает в тех случаях, когда для понимания человеку необходимо мысленно собрать все состав-ляющие ситуации, объединить элементы понимаемого в целое. Понимание-объединение — наиболее сложная из всех упомянутых форм понимания. Оно включает в себя мыслительные операции и действия, в результате которых составляющие проблемной ситуации не просто механически объединяются, а возникает аб-солютно новое качество. Однако понимание-объединение не мо-жет быть полным и исчерпывающим, если человек не способен объяснить понимаемое явление, то есть выразить в слове зависи-мость результатов от причин. Понимание-объединение на целе-направленных занятиях в специально организованных условиях (играх, тренингах, взаимодействии с интерактивным оборудова-нием и т. п.) обычно проявляется на завершающих этапах форми-рования мыслительного процесса.
На наш взгляд, главная суть понимания в процессе занятий в темной сенсорной комнате состоит в том, чтобы соотнести по-ступающую информацию при взаимодействии со специально созданной полифункциональной интерактивной средой с уже имеющейся системой знаний и на этой основе получить новое знание.
По мнению Дж. Брунера, значительно облегчает процесс вы-хода из проблемной ситуации, а следовательно, ее понимание, знание определяющих признаков того класса событий, к которому данная ситуация относится. Объекты понимания усваиваются (кодируются) обобщенным способом, что обеспечивает «макси-мальную приложимость» уже усвоенных знаний к новым ситуа-циям. Адекватное понимание в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты достигается кодированием поступающих раздражителей с помощью соответствующих категорий, обеспе-чивающих переход от отдельных признаков к идентификации объекта в целом и тем самым коррекцию вывода или предсказания непосредственно не воспринимаемых ситуаций.

Читайте с главной

Отправить вопрос

Уведомления (проверить в спаме)
avatar
wpDiscuz