Хочу рассказать вам одну историю, которая, возможно, навсегда изменит ваше отношение к школе. Я хочу, чтобы вы, прочитав ее, задумались. Об очень важном – о судьбе вашего ребенка, которая находится в руках учителей. О том, как влияют на вашего ребенка их оценки, их мнение, их… равнодушие и косность мышления.

Однажды юный Томас Эдисон пришел домой и увидел мать в слезах. Та поскорее вытерла лицо платком и сказала, что плачет от счастья. Она показала сыну письмо и зачитала его вслух. Там было написано: «Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».

Прошло много лет, мать Эдисона умерла, а сам Томас стал великим изобретателем, инженером и ученым, его имя навсегда было вписано в историю науки и техники. И однажды, разбирая старые письма и семейные архивы, он нашел то самое письмо, которое прислали его матери из школы. Там было написано: «Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома».

Эдисон рыдал несколько часов подряд, не в силах остановиться. И оставил в своем дневнике запись: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века».

Школа калечит гениев

Самый ненавистный школьным учителям контингент – это дети-гении, будущие успешные изобретатели, руководители, лидеры и творческие личности, готовые взмыть к небесам. В школе их явное превосходство над учителем – зачастую туповатой бездарью, не сумевшей найти себе иного применения в жизни – становится слишком заметным.

За яркой личностью меркнет имидж педагога, лидерство уплывает из рук, знания, не менявшиеся годами (я же с ними устаю, а еще тетради проверять!) успевают закоснеть до состояния каменной головы, и такой ребенок пугает: он «сам не учится и может весь класс на уши поставить». А не учится, потому что ему скучно. Потому что он не понимает безнадежно устаревших методов работы школы, потому что стремится к выполнению более сложных заданий.

Учителя, перепугавшись и не зная, что делать с ребенком-гением, начинают фактически ломать детскую психику. Ломают беспощадно, вымещая всю обиду за свою несостоявшуюся жизнь, за отсутствие денег и невозможность по совету Медведева уйти в бизнес. Вымещают свои обиды и похороненные амбиции, причем чаще всего не своими руками, а натравливая других детей на «шибко умного». Используют психологические методы разжигания классовой ненависти к «выпендрежнику». И родители не могут придраться, учителя разводят руками – это ваш ребенок неуживчивый, это он со всем классом конфликтует.

Спросите себя, неужели весь класс так дружно ненавидит вашего сына или вашу дочь? Неужели для этого есть причины, кроме той, которая объясняется давлением сверху и насаждением этой самой коллективной ненависти.

Представьте себе, что десять лет вашему ребенку придется провести в этой ужасающей обстановке. Каждый день по шесть-восемь часов находиться в среде людей, которые его презирают и топчут ногами его будущую успешность, его или ее таланты и стремление к высоким целям. После этого вы ждете, что ребенок превратится в преуспевающего взрослого?

Что делать, если школа не учит, а калечит

«Я не могу заниматься образованием ребенка, мне работать надо! Репетиторов нанимать? Вы с ума сошли, это ж какие деньги!» — возмущаются родители. Я тоже возмущалась. Но, черт возьми, себя же не обманешь. Школа – это камера хранения для ребенка, где «присмотрят», и сделают это бесплатно. Но на самом деле плата за эту услугу очень высока: дети расплачиваются своей психикой, которая через десять лет оказывается безнадежно искалеченной. Ко всему прочему, на родителей накладывается печать страха – без школы не будет института, не поступит, пойдет в армию, в горячую точку, сопьется, не сможет хорошую работу найти…

Все эти горячечные страхи каждый день пробегают в голове у родителей, разрывающихся между желанием не пускать больше ребенка в эту треклятую школу – и необходимостью туда же воткнуть, во что бы то ни стало. Мне тоже приходилось разрываться в мыслях, как поступить – школа поближе к дому, чтобы не возить ребенка и не тратить лишнее время и деньги, или получше, но далеко от дома? Но это самое «получше» весьма условно: мне доводилось учиться в такой передовой школе, а потом из-за кризиса уйти в общеобразовательную. Так во второй мне понравилось куда больше, чем в крутой платной гимназии.

Но на самом деле, надо не выбирать из двух зол, а вообще избавляться от привычной концепции необходимости мучить своего ребенка. Идею, как это осуществить практически, подала психолог и многодетная мама Ольга Юрковская. Из-под ее пера вышла мини-книга «Образование, которое пригодится в жизни» ссылка. Общий смысл опуса, который я прочитала на одном дыхании — обучение детей без школы, наносящей непоправимый вред сознанию и будущему. Причем это только кажется, что задача для работающих родителей непосильная. На практике ее осуществление куда проще – надо просто организовать жизнь и родителей, и детей так, чтобы не было больше ни малейшей нужды в страшном выборе. Работаете? Продолжайте работать. Хотите, чтобы ребенок поступил в Гарвард? Захочет – поступит. Я вот на Карловский университет замахиваюсь, но это мои родительские амбиции, а ребенок, судя по всему, хочет в художественную академию. Впрочем, какая разница, если все необходимое для поступления у него будет, включая хороший аттестат и завидные оценки.

Я никогда не верила в то, что ребенок может учиться с удовольствием, поглощать знания так, как будто это вкусные бабушкины пирожки. Потому что для меня школа была мучительной пыткой, каждодневной и неотвратимой. Но когда дело касалось моих любимых занятий – все сразу преображалось, мне было и не лень, и не в тягость.

Как пишет Ольга, все дело в мотивации. Если вы можете найти для ребенка мотивацию и организовать эффективную программу обучения – все, бинго, никаких больше страдальческих походов в ненавистную альма-матер. В мини-книге «Образование, которое пригодится в жизни» ссылка здесь очень хорошо сказано, как именно у детей отбивается охота к учебе. И как эту самую охоту восстановить. Исключительно рекомендую к прочтению.

Читайте с главной