Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
СОГЛАСОВАНО
Начальник ОСЗН
Администрации
УТВЕРЖДАЮ
Директор СПб ГБУ 2014 года

Программа
«Обсуждение кинофильмов как метод работы с семьей с детьми подросткового возраста в целях профилактики рискованного поведения
Ма, па, а вы смотрели этот фильм?»

Целевая аудитория:
подростки в возрасте от 10 до 18 лет.
Срок реализации программы: 3 месяца

Составители:
психолог
О.А. Соколова

Санкт-Петербург
2014

Содержание:
1Пояснительная записка……………………………………………..3
2 Тематический план…………………………………………………8
3 Приложения…………………………………………………………9
4 Список источников………………………………………………..49

Цель
Способствовать в взамноприемлемой форме выстраивать довнрительный диалог поколений; преодолевание барьера общения с помощью обсуждения интересных для семьи фильмов.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1) способствовать желанию родителей передавать свой жизненный опыт, делиться своим пониманием жизни и ненавязчиво предостерегать детей от рискованного поведения;
2) способствовать желанию детей обсудить с родителями свои жизненные проблемы, получению поддержки и уважения со стороны старших;
3) способствовать успешному опыту общения с использованием киноматериала для строительства гармоничных внутри семейных отношений как основы профилактики рискованного поведения у детей.
Целевая аудитория

Подростки
Возраст 10 лет — 18 лет;
Первичная профилактика рискованного поведения

Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 3 месяца обучения и состоит из 12 занятий, которые проводятся с периодичностью один раз в неделю, продолжительностью 2 академических часа.
Основной этап программы – формирование представлений о ценностях, ценностное сознание связано с эмоционально напряженным процессом выбора, который облегчается, если человек утвержден в предпочтении определённых ценностей.
Формы организации просветительного процесса: информирование, метафора, изменение шаблонов мышления и ложных установок, установление при анализе ситуации логических взаимосвязей между событиями, самораскрытие, эмоциональная вовлеченность, помощь в отреагировании эмоций, ролевое проигрывание, групповая дискуссия, анализ ситуаций из жизни киногероев, постановка жизненных целей и поиск путей их реализации, наполнение смыслом обыденных жизненных событий.
Дидактические материалы
Кинофильмы, альбомы для рисования, ватман, фломастеры, карандаши, иллюстрированные журналы, цветная бумага, краски, кисточки, ножницы, клей.
Оценка эффективности программы:
-сравнение этических представлений, демонстрируемых подростками после прохождения программы, с исходным уровнем;
-сравнение уровня информированности подростков по ценностным ориентирам до и после участия в программе.

Психолого – педагогический аспект аудитории:
Решение поставленных задач возможно только в случае личной заинтересованности подростков и их родителей в работе, следует стремиться достичь мотивационной готовности путем постоянного обращения к личному опыту подростков и демонстрации личностной значимости получаемой ими информации.
Для достижения поставленных целей программы необходимо не просто посмотреть фильм, но прежде всего, организовать обсуждение. В обсуждении фильма используют когнитивные и поведенческие модификации, дискуссии, мини-лекции, ролевые игры, упражнения.
Изучаемый материал эффективнее ассимилируется подростками в том случае, если основные выводы формулируются ими самостоятельно, а не преподносятся в готовом виде со стороны.
При выборе форм и методов работы учитывается, что для подростков деятельностные формы работы более эффективны, чем разговорные.
Занятия по предлагаемым темам на первых этапах строятся с применением полупроективных техник, которые позволяют подросткам говорить о существовании обсуждаемой проблемы у людей вообще. Такой подход частично помогает преодолеть сложности, связанные с нежеланием обсуждать темы, которые являются для подростков личностно значимыми, поскольку демонстрируют ему неоригинальность его трудностей.

Тематический план
№ п/п Название темы

Время, в ак.ч.
1 Кинотерапия с «днем сурка».
Просмотр и обсуждение
фильма Х. Рэмиса «День Сурка».
2
2 Кинотерапия с фильмом
М. Гибсона «Храброе сердце» 2
3 Кинотерапия с фильмом
А.Зархи «Анна Каренина» 2
4 Кинотерапия с фильмом
Б.Левинсон «Человек дождя» 2
5 Кинотерапия с фильмом
А.Звягинцева «Возращение» 2
6 Кинотерапия с фильмом Ф.Вебер «Игрушка» 2
7 Кинотерапия с фильмом Л. Висконти
«Семейный портрет в интерьере»
2
8 Кинотерапия Л. Висконти «Белые ночи» 2
9 Кинотерапия с В. Бортко «Собачье сердце» 2
10 Кинотерапия с Д. Камерон «Титанник» 2
11 Кинотерапия с М. Карне «Дети Райка» 2
12 Итоговое занятие
«Что мне понравилось больше всего» 2

Приложение
Пример конспекта занятий
Занятие №1
Тема:
Кинотерапия с «днем сурка».
Просмотр и обсуждение
фильма Х. Рэмиса «День Сурка».
Цель:
способствование формированию
ответственного отношения, свободный обмен мнениями по вопросам, затрагиваемым фильмом,
способствование умению выражать свои мысли, слушать других и уважать чужое мнение.
1.Начало работы
Работа начинается с обсуждения списка фильмов. Выбор фильмов для совместного просмотра и фильмов, которые на занятии будут лишь обсуждаться. Ответы на интересующие организационные вопросы.
2.Упражнение «Тарелка с водой»
Цель: Формирование опыта ответственного отношения с близкими.
Описание: Передать друг другу несколько раз тарелку с водой. В свободной форме обсуждаются впечатления.
Речь тренера: Ответственность часто ощущается как давление. Но не будь ее, свобода переросла бы во вседозволенность, и люди просто не могли бы уживаться друг с другом. Ответственность важнейшее свойство взаимоотношений свободных в своем выборе людей.
3.Просмотр фрагментов фильма для актуализации в памяти событий фильма.
4. Основная часть занятия. Обсуждение фильма. Вопросы для обсуждения.

1. Реальны ли события, происходящие в фильме?
Резюме ведущего: Фильм День сурка – сказка для взрослых. Хорошая сказка соответствует реальности на более глубоком уровне, на уровне недостижимом для бытового реализма. Этот фильм – очень хорошая, глубокая и добрая сказка.
2. Случайным ли является совпадение имен главного героя и сурка?
Резюме ведущего: Оглядываясь на свою тень, сурок Фил определяет, когда закончится зима. Фил Колинз тоже обратил внимание на тень, которую он отбрасывает в мир, пройдет он дальше или нет, закончится ли для него зима, зависит от того как Фил к своей тени отнесется.
3. Каковы этапы в мотивации поведения Фила? Какова динамика поведения, порядок предпочтений и его последний выбор.
Резюме ведущего: Поведение Фила выстраивается по внутренне достоверной и детально продуманной авторами фильма схеме.
-агрессия на ситуацию и на участвующих в ней;
-ориентировка в ситуации, опознавание ее: при полной безнаказанности все позволено;
-кризис, попытки вырваться из ситуации;
-отказ от ориентировки на себя;
-нарастающая динамика самоотдачи.
Жизнь, когда он ставит себя в центр мира, быстро приедается, поскольку действия по страстям не насыщают душу человека. Главный герой фильма, наконец, понимает, что в конечном итоге с нами остается не то, что мы потребили, а только то, что мы отдали.
Почему Фил стал изменятся к лучшему? Никто не может заставить человека переменить образ бытия, это всегда его свободный выбор. Но фил любит Риту и, наконец, начинает понимать, какой человек ей нужен. Энергия его любви одна и та же, а принцип бытия избирается противоположный прежнему.
4. Как показана любовь в фильме?
Резюме ведущего: Любовь показана многообразно. Сначала суррогат любви, далее начальная взаимная симпатия главных героев. Ярко очерчена эгоистичная любовь Фила. Такая любовь не хочет м не умеет считаться со свободой ближнего. Любовь всегда – свободный дар. Фил любил ради себя и пытался упразднить свободу любимой. После оставления героем его мелочного эгоцентризма происходит преображение его сердечного чувства, которое гармонично сочетает самоотдачу, жертвенность, умение хранить свободу свою и своей возлюбленной, открытость к ближним.
5. Почему Рита полюбила Фила.
Резюме ведущего: Человек безошибочно чувствует, когда его любят (ничего не надо доказывать) и испытывает желание ответить взаимностью. Поменялось качество внимания, которое Фил дарит Рите. Сказано не много слов, но глубокое чувство умеет себя выразить.
6. Почему Фил борется за жизнь старика?
Резюме ведущего: Здесь пример паллиативной помощи. Фил долго борется, чтобы старик не умер в этот день, но безуспешно. И все равно не оставляет старика, делает счастливым последний день его жизни, большая разница умирать под забором, забытым всеми или умирать, когда над тобой склоняется любящее сердце. Все мы смертны. Вопрос не в самой смерти, а как до неё пройти по жизни, как смерть встретить.
7. Как фильм ставит проблему свободы, проблему совести?
Резюме ведущего: Чудо свободы состоит в том, что в одной и той же ситуации человек может поступать по-разному. В этом смысле в фильме не свободен никто: все герои заново оказываясь в той же ситуации, поступают точно так же как и в предыдущий раз и только диалог с Филом меняет их поведение.
8. Почему круг разомкнулся? Как верно это событие истолковать?
Резюме ведущего: Этот фильм – сказка. Вспомним сказку Аксакова «Аленький цветочек» , Щелкунчик, Красавица и чудовище. Главный герой в прошлом ужасный эгоист, околдован, но чары прекратятся, когда любовь девушки вернет человеческий облик. И наступит утро следующего дня, жизнь продолжается

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Психолог для ребенка 5-7 лет Психолог для ребенка 5-7 лет — это прежде всего помощь в преодолении страхов, трудности обучения...
  2. Программа тренинга по кинотерапии Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение СОГЛАСОВАНО Начальник ОСЗН Администрации « » 2014 года УТВЕРЖДАЮ Директор «...
  3. Устанавливайте ребёнку правила и ограничения Правила и ограничения нужны для формирования личности ребенка. Вопреки распространенному заблуждению, ребенка, не знающего запретов,...
  4. Дети со сверхвосприимчивой нервной системой Большое количество раздражителей, внезапные перемены, душевные страдания других людей — все это является для них...
  5. Постоянно врёт и начал воровать Вопрос от Валерия: Добрый день Сыну 11 лет. Стал постоянно врать, с каждым днем все...