Психологическая характеристика на ребёнка первоклассника
Захар, 7 лет 3 месяца
Уровень развития интеллектуальных способностей — средне- хороший:
часть интеллектуальных операций (7 из 14) развиты соответственно возрасту, часть –
хорошо (5 из 14), развиты ниже возрастной нормы (2 из 14). Захар способен успешно
усваивать общеобразовательную школьную программу. Для обучения по углубленной
программе, учитывая повышенную скорость работы с информацией, необходимо
дополнительное развития отстающих познавательных функций.
Особенности физиологического состояния и развития – у Захара достаточно
хорошо развиты все виды мышления, хорошая эрудированность и речевое развитие.
Отлично развита зрительная память.
Определенные особенности отмечаются в развитии произвольного внимания:
концентрация внимания у мальчика хорошая, но в силу особенностей возрастного
созревания ЦНС может наблюдаться зеркальность в восприятии и воспроизведении
графических символов (буквы, цифры, может писать в другую сторону, переставлять,
менять их порядок). Подобная картина на определенных этапах развития наблюдается
у всех детей. Но у 50-70% к моменту поступления в школу данный этап уже завершен.
У остальных ребят может длиться в норме до середины 2-го класса, а в дальнейшем
проявляться в состоянии усталости.
Еще одной особенностью Захара является слабый тип нервной системы, который
характеризуется умеренной врабатываемостью и достаточно быстрой утомляемостью,
при этом работа проходит в среднем темпе или медленном темпе, что связано с
особенностями течения нервных процессов. При этом, чем хуже сформирован у ребенка
навык, тем медленнее он будет работать. Если же требовать от него более быстрого
темпа или быстрого переключения с одного вида деятельности на другой, то
внимательность будет значительно снижаться, а количество ошибок возрастать.
В силу возрастных особенностей у мальчика отмечается умеренная усидчивость,
потребность крутиться на стуле во время занятий, спустя 15-20 минут рабочего
времени, связана с активным ростом опорно-двигательной системы в возрасте 6,5 — 8
лет. Не следует ругать за это ребенка. Лучше дать ему возможность активно
подвигаться, сделать физкульт-минутку, обеспечить активные игры на свежем воздухе
или в спортзале без перенагрузок.
Настроение на момент обследования в норме: ребенок может радоваться и огорчаться в
зависимости от ситуации.
Уровень работоспособности оптимальный: Захар отличается бодростью, отсутствием
усталости, здоровой активностью. Нагрузки соответствуют возможностям.
Школьная мотивация преобладает мотивация игровая. Ребенок предпочитает ходить в
школу для общения со сверстниками. Уроки, в силу определенных сложностей,
вызывают у Захара негативные эмоции. Для него важно быть в числе первых, но из-за
своих нейрофизиологических особенностей у него это не получается. Что, естественно,
сказывается на учебной мотивации мальчика.
Эмоционально-волевая сфера и поведение ребенка:
Захару свойственен высокий уровень притязаний: хочет нравиться, получать одобрение,
похвалу. Хочет быть в числе первых, хочет, чтобы к нему относились как ко взрослому:
считались с его интересами и желаниями. В игровой деятельности ему удается добиваться
желаемых позиций, а вот в учебной деятельности он проигрывает за счет скорости. В
определенный момент, чтобы не чувствовать себя проигравшим, он выбирает стратегию
ухода. Предпочитает отказаться от ответа, сказать «не знаю, не помню». Важно не
допустить, чтобы подобная стратегия переросла в привычку. Лучше спокойно и
доброжелательно подводить ребенка к ответу. Проявлять уверенность в нем и его
способностях. Огромным преимуществом Давида является живой ум, вдумчивость и
способность к анализу. При грамотной постановке вопроса и правильном
формулировании задания, мальчик легко справится с поставленной задачей и останется
доволен собой.
В настоящий момент Захар испытывает недостаток эмоционального общения.
Внутренний дискомфорт. Адаптационный период протекает длительно. Пока еще
мальчику сложно привыкнуть к новым требованиям, новой обстановке и своей новой
роли.
Сложность еще связана с тем, что в расширенной семье мальчика значительное место
уделяется личности, как представителю социального института, а не как живому человеку
с его интересами и потребностями. Получается, важно кто ты на социальной лестнице, а
не что ты за человек. Самому Захару пока свое место и статус непонятны, поэтому он не
ощущает своей значимости в семье. Кроме этого, мальчик испытывает недостаток
внимания со стороны родителей. Ему кажется, что они больше заняты своими делами и
мало обращают на него внимание. Не хватает Захару и игр. Родители отправляют его
делать уроки, а ему еще хочется играть.
Предлагаем материалы по интересующей теме:
- Самостоятельность и ответственность ребёнка Одной частью своего существа каждый ребенок действительно стремится к свободе, желает ее для того, чтобы...
- Консультация для родителей детей ЗПР Консультация для родителей детей ЗПР Задержка психического развития (ЗПР) — это частичное недоразвитие высших психических...
- Пограничная умственная отсталость, ЗПР ЗПР или пограничная умственная отсталость — эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в...
- Любимый ребёнок в семье Любимый ребёнок в семье иногда появляется даже в семьях, где категорически этого бы не хотели....
- Ребёнок стал бояться Нужно признать, что больше страхов у послушных детей. Послушные дети принимают слова, произнесённые родителями или...
Отправить вопрос