В силу своей сущности детство предполагает перенесение психических травм и конфликты между инстинктивными влечениями. В дошкольном детстве ребёнок беспомощен , требования предъявляемые к нему превосходят возможности. Социальные требования почти всегда идут вразрез с естественными реакциями ребёнка, непонятны и приводят к очень сильным эмоциональным конфликтам, чтобы решить их у ребёнка пока нет: ни способности предвидеть, ни возможности понять что происходит.
Ситуация ещё более усугубляется противоречивостью самих требований, которые непоследовательны, чрезмерно строги и не объясняются доступно требующим взрослым.
Всё это приводит к ассоциированию многих ситуаций с тревогой, поскольку неизвестно, правильно ли он поступит, то ребёнок перестаёт рисковать и старается осуществлять как можно меньше взаимодействий и будет формировать чрезмерную тревожность, подчинённость и безынициативность.
Что происходит в голове у тревожного ребёнка?
Пытаясь ослабить чувство тревоги, ребёнок усваивает, например, навыки агрессивных действий, но социум начинает резко учить тому, что агрессивность проявлять нельзя, так происходит блокировка потребности самого ребёнка, которая заменяется чувством вины и снова тревогой, какие-либо неудачи вместо естественных переживаний и желания изменить ситуацию в лучшею сторону – вызывают внутреннею агрессию, сдерживание этой агрессии забирает много сил, которых не хватает на выстраивание взаимоотношений с другими людьми. Взаимоотношения носят патологический характер – ребёнок наказывает, того кого назначит виноватым: выплёскивает неадекватную агрессию или усиливает тревогу и взаимодействия проявляются в форме избегания, напряжение от тревоги приводит к тому, что когда к ребёнку (взрослому) приближаются другие люди, он оказывается парализованным, лишенным внутреннего содержания, неспособным к установлению отношений, не может за себя постоять, не интересен для дружбы и тд.
Какая любовь нужна тревожному ребёнку?
Ребёнок нуждается в любви, но не в любой. Это всегда должна быть любовь к ребёнку, какой он есть, а не каким его хотят видеть родители. Ребёнок нуждается в любви ничем необусловленной, бескорыстной. Будучи уверенным, что его любят именно так, он выполняет любые требования, а если нет, то чувствует себя никчемным, неинтересным даже себе.
Откуда тревожность у дошкольника?
До 6-7 лет у ребёнка мышление совершенно отличается от мышления школьника и тем более взрослого, поэтому родителям сложно понять тревожность и страхи дошкольника, которые наполнены таинственностью и одушевлением предметов и всего что есть рядом.
Дошкольники часто чувствуют себя в опасности, их сила воображения крайне сильна, настолько что психика ребёнка вынуждена верить в придуманное и мышление помочь не может, оно пока не умеет развеивать фантазии, т.к. мысли не выстраиваются в логику.
Особенно это касается агрессивных намерений. Дошкольник, проявляя злость на близкого человека, тут же чувствует страх потерять его, ребёнок верит в то, что его злые намерения могут лишить жизни близкого человека, появляется страх, за страхом появляется фоновая тревога. Получается: агрессия провоцирует тревогу.
Впервые тревожность проявляется в 6-7 месяцев, когда ребёнок четко соотносит безопасность жизни к присутствию матери, раньше ему было главное доброжелательное удовлетворение его жизненных потребностей знакомыми людьми. Теперь же – если мамы нет, то тревога – она ушла навсегда.
Ребёнок начинает пугаться чужих не, потому что боится их злых намерений, а потому что ожидает увидеть маму. Разница между тревогой у детей и страхом: страх – реакция на конкретно существующую угрозу, тревога – состояние напряженного предчувствия без видимых причин. Страх это внешняя угроза, а тревога это внутренняя угроза, которая очень реальна для психики ребёнка. Такую угрозу нужно выявить, перевести во внешнею и убрать как убирают страхи. Делать это сложно, страх чего- то конкретного – собак, высоты – прячет за собой внутренний страх.
Тревожность у дошкольника это всегда конфликт между потребностью любви и тем как неё отвечают. Нормальное развитие дошкольника: переход от первоначального чувства любви, направленного только на маму к чувству симпатии ко всем людям, включая мать.
Если мать плохо ухаживает за ребёнком или чрезмерно опекает у ребёнка начинают формироваться тревожные отношения с другими людьми, а чрезмерная опека ещё и делает характер ребёнка инфантильным, а в поведении появляются частые истерики.
Тревога приводит к тому, что ребёнок не чувствует себя в безопасности, оказывается предрасположенным к тому, чтобы быть зависимым, неуверенным в себе самом и правильности своих решений, способным проявлять свои положительные качества.
Чаще всего к тревожности у детей приводят неверные взаимоотношения с родителями. С одной стороны ребёнок зависимый от родителей, а с другой отвержение как злость на родителей, например, за постоянные несправедливые упрёки, невыполненные обещания, непредсказуемость родителей, то они снисходительны, то презрительно отвергают, лишают насущных и законных желаний.
Характерные черты тревожного ребёнка
У тревожного ребёнка развивается чувство собственной незащищённости, беспомощности, покинутости, подверженности опасностям, подвергается обидам, обману, нападкам, предательству, зависти, также и сам себя ведёт: обижается, обманывает, нападает, передаёт, завидует. Тревожность лишает ребёнка уверенности в своей нужности, ценности для других (это важно для человека) и делает его ранимым, неспособным к самозащите.
Тревожность у дошкольника снижается медленно, т.к. психика ребёнка же выстроила невротические защиты и теперь ребёнок безопасно и не тревожно себя чувствует лишь проявляя неадекватные способы поведения (истерики, беспомощность, импульсивность, обидчивость и тд)
Тревожные дети плохо адаптируются, инфантильны, любое препятствие воспринимается личной обидой и несправедливостью, в этом они могут быть даже тиранами или постоянно сваливать вину на других.
Как ребёнок борется с тревожностью?
Тревожность= страх наказания + страх потерять любовь родителей из-за злости на них за неверные действия. Тревожность ощущать постоянно – это пытка для психики. И поэтому придумываются личностные тенденции для прятанья от себя подальше невыносимого состояния тревоги. Ребёнок становится вспыльчивым, импульсивным, капризным и тд.
Если в семье атмосфера отвержения и враждебности, то ребёнок компенсирует свою тревожность физически: упорное сосание ребёнком своего пальца становится тем более интенсивным чем неустойчивее отношения между ним и мамой. Ребёнок заменяет хорошие отношения с мамой сосанием пальца: для сохранения психического здоровья ( чтобы не уйти в психиатрию) необходимо выражение данного конфликта с мамой, хотя бы символически.
Границы тревожной личности
У тревожного ребёнка его Я не может выделиться из внешнего фона, найти для себя место в реальном мире, познать и признать присущие ему характеристики. Я остается размытым, не умеет взаимодействовать с внешней средой и неспособно определить свои внешние границы.
Гиперопека, симбиоз, доминирование матери наносят на внутренний мир ребёнка непоправимые удары и лишают ребёнка его мира. Потребности и желания ребёнка уходят на второй план, заслоняются желаниями и потребностями других людей, ребёнок даже не в силах определить свои желания.
У дошкольника с тревожностью нет ничего личного, он подвержен влияниям тех, кто на него давит, подчиняется требованиям и это никак не связано с внутренними желаниями ребёнка.
Отправить вопрос