Родительские знания

БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ  

                                                                                                                                      Основной фактор для полноценного развития ребёнка и его самостоятельности

Как вы думаете, какой фактор является доминирующим для полноценного развития ребёнка? Его психологический комфорт. Это кокон из покоя, принятия и любви. Когда ребёнку надёжно, не тревожно, расслабленно, тогда есть энергия для развития. По мнению мозга, развитие психики – это излишество. На поддержку развития энергия тратится в последнюю очередь. Как в пирамиде потребностей человека, пока не удовлетворена потребность в безопасности, человеку не до миссии на Земле.

 

Если ребёнку необходимо бороться за любовь, контакт, близкие и тёплые отношения, то энергии на развитие просто уже не хватает. Для нормального развития ребёнка, ему нужна уверенность в постоянной безусловной любви. Ребёнок, по умолчанию, не знает, что его любят. Ему нужно это показывать и транслировать родительское желание быть в хорошем контакте. Социальное развитие ребёнка также происходит быстрее в хороших отношениях со значимыми близкими. Взрослея в благоприятных условиях, ребёнок сам становится самостоятельным и социализированным.

 

Часто у родителей

самостоятельность у ребёнка
На эту тему вы можете получить бесплатную консультацию онлайн

возникает вопрос: как приучить детей к самостоятельности? Повторюсь: самостоятельность идёт изнутри ребёнка. А приучить его раньше, чем он внутри пришёл к ней, невозможно. Если отношения нельзя назвать тёплыми — плохо идёт психическое взросление, ребёнок физически растёт, а его самостоятельность, ответственность, инициатива тормозятся в развитии.

 

Консультируя мам по проблемам развития самостоятельности у детей, я обратила внимание, что главным препятствием является нетерпение мам, желание искусственно ускорить процесс. Развитие ребёнка требует времени. И если вы будете последовательно выстраивать ваши взаимоотношения так, чтобы он понял, что всегда может на вас положиться, и что ваша любовь безусловна (безоценочна), то потихоньку начнете видеть результаты. Они будут изумительные!

 

Такие взаимоотношения повлияют не только на формирование самостоятельности, но и на самооценку. И что немаловажно: дети перестанут искать авторитеты в сверстниках или ориентироваться на посторонних взрослых, которые не всегда дружелюбны. Чем больше ребенку значимы ваши слова и действия, и то, что вы думаете о нём и говорите ему, тем меньше его волнует мнение чужих людей и сверстников.

Когда нет привязанности к родителям или значимым взрослым, дети уходят в слишком большую привязанность и зависимость в отношениях со сверстниками. Но ни один сверстник не может заменить ребёнку общение с любящими и принимающими родителями!

 

Часто можно слышать фразы о  жестокости детей кдруг другу. Природа не назначала сверстников в воспитатели. Дети не обязаны заботиться о детях,поэтому ждать от них гуманности не приходится. Что же делать, когда  ребёнок стремится в коллектив сверстников, но возвращается совершенно выбитым из равновесия?

Разбавляйте детский коллектив своими взрослыми  вкраплениями отношений, маленькими островками атмосферного общения с ребёнком. Провожайте его на мероприятия, знакомьтесь с участниками. Будьте рядом: дети на спорт площадку, а вы в том же парке на прогулке. Вместе домой -по дороге  общаетесь, снимаете остроту негативного влияния на самооценку. Наши тёплые (с точки зрения детей) отношения являются щитом для плохого влияния, сильного стресса, несправедливостей жизни.

 

самостоятельность в детском возрастеРазбор с друзьями по поводу их поведения вести бесполезно. Детям сложно услышать даже своих родителей, а постороннего взрослого они вообще воспримут внутренним протестом. Не является выходом и обучение взаимодействию между детьми. Взаимодействие между детьми хорошо строится, когда их регулирует взрослый, не вмешивается постоянно, но каждый ребёнок знает, что есть старшие. Сейчас не послевоенное детство,  дети не должны быть предоставлены сами себе. Не вынуждайте их творить ужасные вещи на грани жизни и смерти, лишь бы не лишиться компании, потому что отвержение страшнее смерти. Найдите способ показать вашему ребёнку, что тёплые отношения с родителями перекроют все беды.

 

Итак, подытожим. Основным фактором эмоционального здоровья ребёнка являются надёжные и тёплые отношения с близкими. Доказательством этому служит ряд длительных исследований на эту тему. Из года в год собранные данные говорили о прямом выводе: основной фокус нужно держать на атмосфере отношений. Большинство же родителей держит фокус на поведении, забывая, что плохие взаимоотношения не дадут исправить поведение и преодолеть  несамостоятельность, безынициативность, безответственность.

 

Повторюсь: каждый ребёнок для эмоционального благополучия, развития самостоятельности и других признаков взросления, нуждается в близком взрослом. И это не всегда родитель. Часто это бывают тренер, преподаватель или учитель в школе, хорошие отношения с которым будут лечить все горести и невзгоды. Чтобы войти во взрослую жизнь без сложностей, достаточно одного такого человека, от которого ребёнок будет чувствовать защиту и поддержку. Точнее, захочет принять  защиту и поддержку!

 

Часто бывает так, что родители стараются дать всё необходимое ребёнку и любят его, но ребёнок закрывается и на контакт не идёт. Или вы отдаете ребёнку почти все свободное время, а он не ценит вас. Вы чувствуете, что один ребёнок вас ценит, а другой недооценивает. Больно, обидно, несправедливо.

Почему так происходит? Потому что нет попадания маминого внимания в то, что ценно и важно ребёнку. В его реальные потребности, а не которые мы сами себе выдумали.Мы ценны тогда, когда мы даем детям то, что им нужно. То, что представляет реальную для них уверенность в маминой любви.

 

Как же правильно давать ребёнку всё, что ему понадобится для поддержки самостоятельности и инициативы. Давайте свою любовь в изобилии. Вот, например, когда вы принимаете гостей, вы готовите всё с запасом и разнообразием,чтобы гости не сидели за полупустым столом. Это ритуал насыщения. И в любви к ребёнку должно быть вашего участия и поддержки больше, чем ему нужно для внутреннего насыщения. Чтобы ваша любовь просто была всегда в изобилии.

 

Куда же ещё больше, скажите вы? Но речь не об отдавании всего свободного времени ребёнку. Настройтесь на режим опережения. Чтобы не ребёнок просил вас о внимании, проявлении любви, а вы ему давали бы это внимание,говоря как он важен для вас и чем уникален. Будьте впереди внутренних потребностей ребёнка. Определяйте моменты общения, в какой из них можно сделать так, чтобы ребёнок поверил, что такого внимания и любви будет у него достаточно для внутреннего роста и развития.

 

Что делать, если ребёнок несамостоятельный?

 

открытка о самостоятельности детейС детьми-дошкольниками в плане самостоятельности проще. От них не ждут стопроцентной осознанности в самостоятельном управлении своей жизнью.

А вот школьникам уже не позавидуешь.

Вы в недоумении? Ребёнок уже школьник, и сколько же ждать  появления ответственности? Столько, сколько будет нужно для вашего ребёнка. Но ждать активно. Если вы видите, что ребёнок не готов к самостоятельности, то помогайте ему во всём так же, как ребёнку  гораздо младшего возраста. Помогайте делать уроки, собирать его на занятия творчеством, спортом, выполнять поручения по дому. Проявит самостоятельность — будет вам приятный бонус, нет – значит ещё не время.

 

Обычно дети с запаздывающей самостоятельностью привлекают много внимания к себе. Что вы в этом случае делаете? Игнорируете?  Нет, только не это. Как только начнет добиваться вашего внимания — дайте его ему с избытком. Это не просто его прихоть, это необходимо для его внутреннего роста, потребности его психики догнать свою возможность стать самостоятельным. Окружите ребёнка знаками и ощущениями любви. Родные люди всегда найдут возможность  показать ребёнку, что он важен и любим и так будет всегда. Не экономьте на внимании и любви, не бойтесь этим испортить. Ребёнок страдает, когда застревает в развитии. Невнимание останавливает развитие психики вашего ребёнка и тормозит так желаемую вами самостоятельность.

 

Итак, перечислим шаги, которые желательно выполнять, если у вашего ребёнка проблемы  с самостоятельностью:

 

  1. Улучшить отношения с ребёнком. Важно поддерживать ощущение связи и контакта. С этого надо начинать.

 

Что конкретно делать?

 

цитата о воспитании-Поставьте себе напоминание на каждые полчаса. Пару минут уделите ребёнку. Переключите его внимание на себя, подарите знаки безусловной любви, поддержки. Даже, если вы будете выполнять только ритуалы, связанные с улучшением контакта между вами и ребёнком, то это уже даст результат.

 

— Помнить, что невозможно напрямую влиять на самостоятельность, и если она пока не сформировалась, то причина во внутренних проблемах.

 

— Принять ситуацию с несамостоятельностью ребёнка, знать, что она есть. Даже, если  ребёнку 16 лет, если мы не согласимся, что ребёнок застрял на пути взросления, то будем каждый раз впадать в шок от последствий незрелости. Научитесь видеть закономерность проблем с поведением. Если вчера  он был незрелым, то сегодня от новой дозы нотаций он быстро не повзрослеет.

 

— Подстраиваемся к ребёнку и находим лучшие варианты реагирования на несамостоятельность. Это можно сделать, задав себе вопрос:»Что я  могу сделать по-другому, где мои ошибки». Осознать, что ребёнок не может себя контролировать из-за внутренних проблем. Иначе, вам каждый раз будет казаться, что он действует назло. Снимите с ребёнка ответственность за поведение. И задайте себе вопрос по ситуации: что я сделала, чтобы ребёнок не подрался, сделал уроки, ничего не забыл. Это пока ответственность взрослого.

 

— Признайте, если много раз не помогли разговоры, то уже и не помогут. Избегать неприятностей с такими детьми — это задача взрослого. Не ориентируйтесь просто на возраст. Ребёнок не может контролировать свою самостоятельность по выданным взрослыми инструкциям.  Ошибочно считать, если он не выполняет инструкции, то его нужно наказать, пусть он за это ответит.

 

— Произошёл сбой в развитии и поэтому мы отвечаем за все поступки ребёнка. Принятие этого факта смягчает наше отношение к ребёнку, мы понимаем, что ему нужна помощь, наше восприятие ребёнка меняется, становится понятным, что нельзя же ребёнка винить за его внутренние проблемы.  Теперь спокойно можем менять или подстраивать наши планы. Не оставляем одного в квартире с ночёвкой, помогаем с выполнением домашних заданий. Помощь не должна быть в виде наказаний,создавайте ситуации, в которой уроки делать приятно. Всегда делайте адекватным свои требования к ситуациям относительно проблем с самостоятельностью.

 

— Одним из наиболее эффективных способов взаимодействовать с несамостоятельным ребёнком является ритуал. Таким образом, можно поддерживать дисциплину. Чем меньше у вас решений, которые вы придумали на ходу, тем меньше будет сопротивлений и проявлений несамостоятельности.

 

Не станет ли сын маминым сынком, не станет ли дочь прятаться за мамину юбку всегда?

 

Существует прямая связь между развитием, взрослением ребёнка и хорошими отношениями в полной зависимости от родителей.  Здесь важен процесс — сначала нужно быть надёжно зависимым и удовлетворять свою зависимость, а затем уже психика дозреет до независимости и желания быть самостоятельным. Чтобы стать самим собой, надо перестать прятаться от себя. Ребёнок должен иметь возможность рассказывать о себе, а для этого ему важен глубокий контакт с родителями, чтобы сначала с ними делиться своим миром, а затем, под надёжной опекой, и с социумом, проявляя самостоятельность, ответственность и инициативу. Ребёнку важно ощущать, что его видят и слышат, это первые шаги в самостоятельность. И хотя напрямую мама не может повлиять на возможность ребёнка быть самостоятельным и независимым, но в её силах дать ребёнку уверенность, что у него всё хорошо с базовыми потребностями в любви и заботе, а значит появляются предпосылки для развития самостоятельности.

Спасибо за внимание,отвечу на все ваши вопросы в комментариях.

Читайте с главной

admin Ольга Соколова
Добрый день! Когда вам станет актуально, воспользуйтесь способами моей помощи: 1. Чтобы знать как вам самостоятельно действовать в вашей конкретной проблеме, я могу провести одну бесплатную консультацию 2. Чтобы я лично довела вас до результата, я провожу 2 месячную программу с еженедельными личными консультациями. Ольга, Ваш детский психолог, упрощаю жизнь родителей
https://trudno-deti.ru

Отправить вопрос

Уведомления (проверить в спаме)
avatar
wpDiscuz