1 сенсомоторное развитие детей

Как раскрыть потенциал ребёнка

Главная задача родителя — это реализация воспитательного потенциала. Помочь природе ребёнка реализовать его потенциал.

Давайте поговорим о теории развития человека.

Что такое зрелость? Зрелость — это определённый уровень развития, заложенного потенциала от природы. Это всё настолько серьёзно, что заложено в генетическом коде. Значит далее и будем говорить о реализации генетического потенциала.

У потенциала есть 3 составляющих. Мы их сейчас разберем и станет удобно проверить на своей жизни их работу. И узнать выполняются ли условия для развития наших собственных детей и что с реализацией собственного потенциала

Реализация личностного потенциала

Реализация личностного потенциала зависит от обычной жизнеспособности, которая является первым условием для реализации.

Можно ли конкретному человеку уже жить самостоятельно. Сначала самостоятельно дышать, шагать, затем брать ответственность за свою жизнь. И это уже психологическая жизнеспособность, т.е. психологическая устойчивость. Конечно, не всё сразу получается, такую жизнеспособность человек взращивает в себе всю жизнь.

Ориентир — насколько вы уже самостоятельно можете гармонично существовать без опоры на внешние ценности и отношения с другими людьми. Насколько вы приблизились к идеальному состоянию внутри, как у Библейского Иова? Он постепенно лишался всех привилегий в жизни, но внутри был

стержень и ощущение, что жизнь продолжается и это мой выбор. Рекомендую ознакомиться с Библейской притчей.

Это своеобразный тест на то, как жить полной жизнью и не нуждаться в подпорках извне. Убрать все свои ценности, все то, что вам важно. Если оставить опору только на себя? Как Вам эти ощущения?

Насколько адекватной останется ваша жизнь, будут ли у вас ориентиры в жизни. Это не значит, что надо от всех и всего отказываться. Нам нужны наши привязанности и близкие люди, нам необходимо любимое дело и хобби. Просто психологическое взросление тестируется возможностью человека быть человеком глубоко наедине только с собой.

Жизнеспособность на уровне психологической зрелости даёт возможность быть гармоничным, адекватным, человечным несмотря ни на какие обстоятельства. Начинать этот путь надо с проверки своих эмоций. Все ли они у вас разрешены, часто бывает, что сложные для человека чувства прячутся за защитами мозга. Разрешите себе, например, плакать над грустными моментами фильма.

Это труд всей нашей жизни, это вечный путь к себе. Реализация своего личностного потенциала — это думать своей головой, иметь свои цели в жизни и иметь своё я. Это нам доступно от рождения, просто движение и своя трансформация к более реализованному потенциалу. Когда мы говорим о чувстве собственного достоинства, то это и есть ощущение реализованного потенциала (достаточного на свой возраст). Я это я, я — уникальный человек, другого такого нет. У вас есть чувство самоуважения и восхищения собой? Чувство некой реализации потенциала успеха?

Отсутствие реализации человеческого потенциала напрямую связано с внутренним неуважением себя. Сложность здесь в том, что невозможно сказать себе или ребёнку: “Давай! Чувствуй самоуважение! Тогда ты будешь реализован!” Реализация идёт изнутри. Создание условий реализации личностного потенциала поможет нам чувствовать самоуважение.

Способствуют развитию творческого потенциала ребёнка

Очень часто творчество помогает нашей адаптации к различным жизненным обстоятельствам. Здесь мы проявляем свою жизнестойкость, ещё одну составляющею для развития потенциала.

условия реализации творческого потенциала

Люди могут восстанавливаться после любых травм. И физических и психологических. Но эта наша жизнестойкость разная. Кто-то может иметь адаптивные механизмы самого высокого уровня. Тогда самая сложная травма будет легко преодолима, и мозг найдет обходные пути для восстановления. Конечно, вот здесь нам и понадобятся нестандартные, нелинейные способы мышления. А это реализация творческого потенциала, реализация духовного потенциала. Если развитие творчества, духовности было на последнем месте, то адаптивные механизмы могут существенно отставать и плохо помогать мозгу справляться с задачами жизнестойкости. Но сама способность к жизнестойкости есть в нашей коре головного мозга, т.к. потенциал заложен в генетический код, а жизнестойкость одно из условий его реализации.

Сейчас мировая наука усиленно изучает условия адаптации мозга к повреждениям. Психотравма, физическая травма, гипоксия в родах, процессы старения. Удивительно, но чей-то мозг с повреждениями как решето, но легко обходит эти дыры. Происходит адаптация, мозг задействует другие нейронные дорожки при помощи творчества и духовности. А чей-то не в состоянии обойти и одну дыру.

И вопрос стоит не в самой травмирующей ситуации. А в том, как мы выделяем на это свои собственные силы. Как мы помогаем себе пережить сложное событие. Для ребёнка это всегда вопрос взрослых, которые рядом. Как значимый взрослый помогает пережить травмирующие обстоятельства.

Реализация социального потенциала

Реализация социального потенциала — это третье важное условие для взращивания своего личного потенциала. Люди — социальные

животные. Но это не значит, что нам просто достаточно быть рядом с другими, сбиваться в группы, стада и дружить против кого-то. Да, нам очень страшно быть изгнанными и не принадлежать значимым для нас срезам общества. Главное здесь помнить — чтобы не потерять себя и не слиться с другими в зависимость, сначала надо вырастить в себе индивидуальность. Уметь быть отдельным индивидуумом.

Реализация воспитательного потенциала сложная для внедрения вещь в плане социализации. На родителей давит социум, который требует быстрее сделать детей угодными социуму. Пусть будет вежливым в 2 года, пусть умеет быть милым и дружить, не жадничать игрушками, не отворачиваться на улыбки чужих, терпеливо отвечать на глупые вопросики, знать, когда правду не говорить, не рыдать в саду, не возмущаться в школе, быть угодным. Но всё это не реализация социального потенциала, а деформирующая психику преждевременная социализация.

Здесь важно быть осторожными и идти от внутреннего взросления ребёнка. Знать закономерности развития и понимать, что малышам важно быть жадными, в саду нормально плакать, быть недружелюбным с незнакомыми полезно, навязывание вежливости ведет к черствости и формальности и тд. У маленького ребёнка ещё нет развития мозга до уровня, когда понятна суть вежливости. Он ещё не стал собой отдельным, а невежливостью и забиранием своих игрушек отстаивает свое отделение. Сначала внутри должно появится чувство к себе в подобной ситуации, а затем уже ребёнок созревает до того, что и другому может быть также обидно и так же желанно. Иначе ребенок просто слышит от вас, что он плохой и не понимает почему.

Социальный потенциал для взрослых — это умение высказывать свое мнение и при этом не бояться потерять дружбу, быть неугодным, неприятным этим людям. Снова небольшой тест. Как давно с вами было, что вы промолчали против себя. Промолчали не ради какой-то цели, а чтобы нравиться и быть удобной? Кстати, если вы наоборот тот человек, который только то и делает, что с пеной у рта доказывает свое мнение, то у вас тоже отсутствует реализация социального потенциала и самоуважение внутри себя. Иначе, у вас не было бы потребности самоутверждаться за чужой счёт.

Другой вопрос, что очень часто у нас нет собственного мнения. Его формирование по всем важным вопросам в мире — дело сложное. Бывает, что человек имеет мнение лишь по узкой специализации своей профессии. А остальное — это коллективное мнение из открытых источников, которое создает иллюзию собственного.

Ведете себя хорошо, чтобы все любили — это путь вниз. Возьмите себе за привычку разбираться потихоньку в каждом насущном для мира вопросе и формировать свое мнение. Оно не должно быть жестким, вполне возможно, что в первой же дискуссии вы встретите профессионала. И сможете набраться мужества — благодаря подросшему социальному потенциалу — признать свое поражение и понять ошибку мнения.

А как же дипломатичность, спросите вы? Да, дипломаты ценятся, но разве тех, у кого нет своего мнения называют так? Ни рыба ни мясо Их называют «ни рыба ни мясо». Потому что они невротично стремятся быть дружелюбными, но у них большие проблемы с дружбой с собой. У них нет опоры на себя, а только вечный поиск подпор извне. Сначала надо стать индивидуальностью отдельно и независимо от других, тогда и с другими, когда будет важна дипломатичность, можно будет быть дипломатом, уступающим, но знающим себе цену. Или вам важнее в ущерб своей индивидуальности и целостности быть милой, нравиться, душой компании, а затем и детей также воспитывать? Ответ, если у вас реализован социальный потенциал, то вы можете быть и честным с собой и дипломатичным одновременно.

Создание условий реализации потенциала

В развитии потенциала следует запастись терпением. Для этого важно понимать закономерности психического развития человека.

Способность взрослеть заложена природой, мы рождаемся с определенным внутренним потенциалом. Это происходит естественно и спонтанно. Это не наследственно и не зависит от интеллекта, не зависит от научения и навыков.

Мы не можем научиться быть взрослыми и наши дети тоже. Сколько бы мы не старались научить их вести себя определенным образом, но это работает лишь внешне. Так, вежливый со своей девушкой молодой человек может быть хамом и вечным подростком с другими. Сыграть роль можно и научиться, но внутренне быть взрослым — это процесс, в реализации которого есть масса препятствий.

Чтобы научиться общаться с другими, их наличие необязательно. Такое умение приходит после того, как ребёнок приобрел внутреннюю устойчивость к влиянию других. Ошибкой будет считать, что детей нужно быстрее научить самостоятельности, ответственности, путь рыдают в детском саду, зато от мамы отвыкнут, пусть сами делают уроки, хоть и страдают. В детях заложена закономерность, они должны сначала вместе со значимым взрослым всё делать, сначала природа делает слияние, и только потОм рождается индивидуальность. Если отделить насильственно, а не по развитию, то будет огромное психологическое отставание. Что-то успеть раньше других, например, читать, или чему-то учиться в механических навыках, например, учиться в школе на отлично — это НЕ взросление.

К сожалению, развитие потенциала человека не происходит как неизбежный процесс, наоборот существует масса препятствий. И мы уже успели убедиться в этом, тестируя себя выше.

Нормы развития не существуют, вернее существуют в некоторых теориях, но они не нашли подтверждения в жизни. Возрастные нормы в поликлиниках существуют просто для красивых плакатов. На самом деле, современная наука опровергает подход нормы, есть подход развития. Отголоски нормы еще сидят в головах родителей: сравнение с другими детьми этого же возраста. Вот она уже, а моя ещё нет. Сравнивайте ребёнка только с самим собой. Не смотрите, где большинство, смотрите на то, где может быть ваш ребёнок. Исследование мозга нельзя сравнивать с нормой. Надо знать, что мозг может быть незрелым только потому, что нет условий для развития. А норма высчитывается по большинству. А если у большинства упущения в воспитании?

Мы все становимся старше, но, при этом, не взрослеем внутри автоматически. Когда мы видим, как выглядит человек с развитым личностным потенциалом, то понимаем, что далеки от своего потенциала. Это грустное осознание. Когда мы его принимаем, то приходит и радость, что, всё-таки, в сравнении с самим собой десятилетие назад прогресс виден и здорово, что нас вообще интересует эта тема. Значит, нашим детям будет гораздо легче и быстрее реализовывать свой личностный потенциал.

Когда мы смотрим на своих детей и понимаем, что есть определенные проблемы, то первым делом надо поразмышлять над условиями, которые мы предоставляем для развития их потенциала. Что можно сделать, чтобы

застревание в развитии устранить? Мы не смотрим на симптомы в поведении, внимании, усидчивости, саморегуляции, мы выискиваем, а чего не хватает для того, чтобы было хорошее внимание, порядок с саморегуляцией и поведением. Почему ведет себя так? Какая причина проблемы? Что отсутствует в развитии ребёнка? Ребёнок — не чистый лист, в него уже многое заложено природой. Нам это подтверждают нейробиологические исследования или тот же психоанализ.

Если нам важно по-настоящему разобраться в поведении ребёнка, то мы разбираемся с причиной поведения. Пока ребёнок просто не может по-другому. Ну, накажете вы его последствиями, предупредите, что если он ещё раз на площадке поведет себя ужасно, то вы пойдете домой. Но, если причина, например, в раздражении ребёнка, то эмоция уже запустила свой ход, надо ребёнку помочь выпустить пар, а не пугать. Иначе, на площадке он сдержится, но на лестнице устроит истерику, потому что эмоции захлестнут. Тут уже мама решит, что ребёнок манипулирует и собирается сесть на голову…

Основным условием для реализации потенциала являются хорошо выстроенные отношения со взрослыми. Это когда ребёнок ощущает надёжность и постоянство этих отношений.

Реализация человеческого потенциала идет параллельно тремя процессами. Современная психология развития это хорошо показывает на практике и выделяет процесс становления, процесс адаптации, процесс интеграции.

Процесс становления похож на приобретение индивидуальности, здесь важно вовремя, ни раньше и не позже, отделиться от значимых взрослых. Это про «стать самим собой», пробиться и сиять. Аналогия деления клеток: при делении сначала клетка внутри одной клетки и затем выводится в отдельную структуру. Пока нет своих границ и не сформировано ядро, то у природы ставится запрет на взаимодействие между клетками.

Дополнительно почитать про становление: 1. К.Роджерс «Становление личности» — одна из наиболее значительных работ выдающегося психолога, психотерапевта и мыслителя Карла Роджерса. В ней описан его уникальный и богатый опыт помощи людям в поиске их пути к психическому здоровью, развитию, личностному росту и полноценной жизни через осознание собственных возможностей.
2. Карл Юнг «Становление личности» Рассматривается формирование личности, как своеобразное эволюционирование разума, как следующий, более высокий и более прогрессивный этап его существования. Не заявляя этого дословно, Юнг в своих рассуждениях о личности выделяет главные ее свойства — цельность, зрелость, определенность. Фраза Юнга «Личность как полная реализация целостности нашего существа — недостижимый идеал» отнюдь не противоречит вышесказанному — в природе нет ничего абсолютного.
3. Ролло Мэй «Становление личности — это развитие чувства «Я», ощущения себя активным субъектом, влияющим на события. Этот процесс сопряжен с освобождением от разного рода неосознаваемых зависимостей и переходом к свободно выбранным действиям и отношениям.
4. Ранк О. Миф о рождении героя.
5. «Трагедия личности»
По мнению Эрика Эриксона, современный человек болезненно реагирует на любое «посягательство» на его личное пространство; зацикленность на собственном благополучии и безопасности не дает возможности человеку раскрыть свои творческие способности, не позволяет ему вполне реализоваться как профессионалу. Зачастую человек еще больше усиливает эту свою неспособность, ложно принимая ее за проявление индивидуальности и исключительности. Отсюда возникает конфликт между принятием «себя» и ощущением напрасности, бессмысленности прожитой жизни.

Адаптивный процесс — ведет к жизнестойкости. Это глубокая трансформация. Возникает тогда, когда что-то пошло не так, и мы не можем исправить наш мир, можем только адаптироваться и принять. Адаптация — это изменение себя по причине того, что мы не можем изменить. Нельзя себя заставить трансформироваться, процесс происходит глубоко, в бессознательной части. Мы можем наблюдать за этим, но мы не можем ускорить. Это не просто выживание в новых условиях или после психотравмы. Это не подстройка, это принятие внутри себя. Такой персональный процесс эволюции.

Дополнительно узнать можно: 1. Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект» — утверждает, что наши эмоции играют в достижении успеха в семье и на работе гораздо большую роль, чем это принято считать.
2. Норман Дойдж: Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру.
3. Точка покоя. Особая точка векторного поля является положением равновесия или точкой покоя динамической системы
4. Жизнь после утраты. Психология горевания
Элизабет Зинтл

Интегративный процесс — отражает процесс взросления через противоречия внутри себя и внутреннего диалога. Это приводит к зрелости и осознанию своих целей. По сути, это конфликт — внутренний конфликт, мотор для развития. Это единство отдельных и противоположных элементов, они остаются независимы, но есть синергия.

Дополнительно можно ознакомиться: 1. Книги о Троице.Три божественные Лица выступают в качестве одной сущности Триединого Бога. «Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе, — не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, — и как свет всегда рождается от огня и всегда в нём пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него»
2. Казеннов А. С. Диалектика как высший метод познания
3. Книга утешения. Грустная правда этого мира
4 Закон единства и борьбы противоположностей | Дудель Савва Павлович, Штракс Г. М.
Юнг К. Борьба с тенью
6 Стадии развития нравственности Шесть стадий Л. Кольберга  Уровень 1. Доконвенциональный.
1. Ориентация на наказание и послушание (Как я могу избежать наказания?)
2. Наивная гедонистическая ориентация (Какая здесь польза для меня?)
Уровень 2. Конвенциональный.
3. Ориентация на соответствие ближнему окружению/малой группе (социальные нормы, модель «хорошего ребёнка»)
4. Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (Мораль соответствует правилам и законам)
Уровень 3. Постконвенциональный
5. Утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора (социальный контракт)
6. Универсальные этические принципы (собственные нравственные принципы и совесть как регулятор) .
7. Модель психического развития по Хайнцу Вернеру
8. Восемь стадий развития личности по Эрику Эриксону
9 В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры. Ш.А. Амонашвили
10 Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. Самоактуализированные Люди: Исследование психологического здоровья
11 М.С. Ковязина НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПАТОЛОГИИ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА
.

Эти три процесса — дают энергию к движению за потенциалом и зрелостью. Создают условия реализации потенциала.

Давайте резюмируем всё, что мы узнали о потенциале человека.

развитие потенциала

● Каждый ребёнок появляется на свет с потенциалом стать реализованным. Сначала это родиться и отделиться физически, затем стоять на своих ногах, выстроить границы, быть ответственным в принятии решения и за свою жизнь в целом. Потенциал не обязательно реализовывается в каждом человеке, но в каждом он есть.

● Каждый ребенок появляется на свет со способностью адаптироваться к обстоятельствам, которые он не может изменить под свои желания. И именно этот процесс помогает взрослеть и составляет основу жизнеспособности.

● Каждый ребенок обладает социальным потенциалом стать членом общества. Социальный потенциал заключается в ощущении единения без потери своей отдельности. Верно и обратное: в ощущении отдельности без потери единения.

● Реализация личностного потенциала — это жизнеспособность самостоятельного человека, способного адаптироваться к обстоятельствам, которые личность не может изменить, и внимательность к другим людям, не теряя при этом себя.

Читайте с главной

admin Ольга Соколова
Ольга, Ваш детский психолог, Я помогаю мама получить важные знания для того, чтобы с ребёнком было легко. Помню как мама и папа мне сказали, что за помощь денег не берут) Лично для меня это стало правдой и деньги я беру тогда, когда помощью не заканчивается. Когда сопровождаю родителей в решении проблемы, когда обслуживаю становление родителей теми, в которых нуждается их ребёнок.
https://trudno-deti.ru

Отправить вопрос

Уведомления (проверить в спаме)
avatar
wpDiscuz