Методы воспитания

Подростковый период

Подростковый период и связанные с ним трудности часто становятся предметом рассмотрения в науке и практике, но главный акцент в этом вопросе ставится на проблемах в отношениях с подростками, а не на проблемах, с которыми сталкиваются подростки, хотя именно они способствуют или тормозят становление подростков как личностей.

Жизнь каждого подростка наполнена противоречиями. Не смотря на то, что подростки считают себя взрослым, реальные их силы соответствуют детским. Одно из утверждений, которое вы можете услышать от подростков, как ничто другое отражает главное противоречие этого периода, звучит приблизительно так: «Я уже взрослый, потому взрослым не доверяю». Это противоречие порождает ряд других .

Самое большое желание подростков – быть принятыми в ту или иную компанию, быть ее полноправной частью, жить по ее правилам. Но как не парадоксально, именно подростковые группы являются наиболее замкнутыми, новичкам очень трудно попасть в них, что часто становиться причиной чувства одиночества, которое окружает подростков с трудностями в общении.

Еще одним противоречием в подростках являются их желание быть «ни на кого не похожими», которое уживается со стремлением быть «как все». Для них важно стремление к уникальности и индивидуальности, и за свое право быть таковым они готовы бороться. Именно в этот период, им, как ни когда необходима поддержка близкого взрослого человека, который будет верить в них и направлять уникальность подростков в «нужное» русло .

По словам Варга А.Я.в подростках еще так много из детства, им еще интересны игры, мало того, они испытывают потребность в игровой деятельности. Но с другой стороны они считают себя взрослыми, а взрослым не пристало играть в игры, потому стесняясь собственной «детскости», они отказываются от игры. Заменителем игры, вернее, механизмом ее защиты от самих себя является потребность в романтике, приключениях, необходимость переживать яркие и эмоциональные события. Хотелось бы подчеркнуть, что для нормального развития подростков им необходим в жизни определенный ряд событий и эмоциональных переживаний, связанных с ними .

Подростки находятся в стадии наибольших изменений, и именно эти изменения становятся причиной их поведения. Они очень быстро растут, но сами стесняется своего быстрого роста. Быстро меняются во всех отношениях, но сами чувствуют дискомфорт от постоянных изменений как вокруг них, так и в них самих, потому так нуждаются в незыблемом убежище понимания и любви старших. В данный период развития, взрослые могут поддержать подростков, очень просто. Всего лишь рассказать о своем опыте, о своих переживаниях, когда сами взрослые были в подростковом возрасте.

Собственная неуверенность смущает подростков, потому они пытаются скрыть ее всеми доступными способами.

Подростки испытывают нужду в действии и движении, но окружающие взрослые только тормозят их своими нескончаемыми наставлениями и поучительными беседами. Поэтому в контакте с подростками, взрослый обязан быть с ними на равных, уважать мнения и переживания подростков.

Подростки не готовы сразу же верить всему, что им говорят, или принимать чужие советы, для них важно формировать свое собственное мнение по каждому вопросу, с которыми они сталкиваются. В результате этого подростки получают собственный опыт, и это действительно очень важно для них.

Подросткам нравится все яркое, неожиданное, экстравагантное и нестандартное. В них преобладает желание быть похожими на настоящих героев, в то время как обыденность и «серые» люди их совершенно не интересуют.

Хоть они и осознают, что их жизненный опыт в сфере общения еще слишком мал, именно эта грань человеческого бытия составляет для них наибольший интерес.

Собрав все эти утверждения в единое целое, можно увидеть совокупный портрет подростков, хотя список подобных тезисов можно продолжать еще очень долго. Самое неприятное, на наш взгляд, заключается в том, что мало кто из «адекватных» взрослых может дать истинную поддержку и заботу нужную подросткам. А что тогда говорить о подростках из малообеспеченных, и ведущих аморальный образ жизни семей. В таких семьях ситуация ухудшается в разы, а то и в десятки раз. Подростки из таких семей не только лишены эмоциональной поддержки и всякой заботы, а часто являются «заложниками» собственной семьи. Дети из данной категории семей, часто подвержены эмоциональному и как бы это страшно не звучало, и физическому насилию. И что в результате получает подросток, проживающий в неблагополучной семье:

— эмоциональные переживания собственной материальной неполноценности (стыд, чувство беспомощности, гнев на родителей, агрессия на сверстников);

— беспокойство за собственное будущее (страхи, тревога, доходящие до уровня неврозов);

— трудности в полноценности времяприровождения (ограниченные возможности в отдыхе, занятиям по интересам и т.д.);

— трудности в общении с ровесниками (так или иначе, иерархия по материальному статусу существует), низкий социометрический статус в группе.

Выделяются два типа семей: с дополнительной характеристикой – неблагополучные (алкоголизм, наркомания родителей, домашнее насилие) и благополучные в психологическом плане семьи. Однако в обоих случаях подростки имеют более низкий социальный статус в группе сверстников, и это отражается на их самооценке. В неблагополучных семьях ограниченные возможности дополняются стрессами, связанными с обстановкой дома, имеет место домашнее насилие и жестокое обращение. Подростки, живущие в спокойной домашней обстановке, могут терпеть притеснения со стороны сверстников, стать объектом для насмешек со стороны сверстников, унижений, вплоть до физического насилия.

Читайте с главной

admin Ольга Соколова
Ольга, Ваш семейный психолог, Я помогаю получить важные знания и внедрить в опыт, чтобы с ребёнком было легко, с мужем тепло. Родители мне сказали, что за помощь денег не берут) Лично для меня это стало правдой и моя работа помощью не заканчивается. Всегда до результата.
https://trudno-deti.ru

Отправить вопрос

Уведомления (проверить в спаме)
avatar
wpDiscuz