В преодолении психотравмирующей ситуации детьми помогут упражнения, которые направлены на осознание и принятие значимых событий прошлого, отреагирование ранее неосознаваемых эмоций.

Для осознавания психотравмирующей ситуации можно попросить ребёнка нарисовать свое самое раннее воспоминание или первое важное событие в жизни как дополнительный вариант яркое и праздничное событие в жизни).

Далее ребёнку задаются вопросы по рисунку. Что изображено на рисунке? Кто участвует в этом событии? Как относятся к друг другу те, кого ты нарисовал? Есть кто то кто тоже участвовал, но кого ты не нарисовал.

Где на этом рисунке ты? Что ты делаешь? Что ты чувствуешь? Что бы ты хотел сделать? Тебе нравится смотреть на этот рисунок? Есть что то , что ты хотел бы изменить? Ты можешь дорисовать или исправить всё, что считаешь нужным.

После того как ребёнок меняет свой рисунок идут следующие вопросы. Где ты изменил рисунок? Отношения между у3частниками событий изменились? Что именно стало по другому? тебе приятно смотреть на новый рисунок? Что ты чувствуешь?

Закончить упражнение нужно тогда, когда ребёнок пребывает в состоянии хотя бы нейтрального покоя. Беспокойство можно убрать свободным рисованием.

Возможность реконструкции значимых событий в рисунке, легкость внесения желаемых изменений позволяет ребёнку осознать и отреагировать чувства, связанные с психотравмирующей ситуацией и насилием, пробуждая внутриличностные ресурсы, вселяет уверенность в собственные силы.

Читайте с главной