Правила — это ожидания относительно того, как люди должны вести себя в определенных ситуациях и обстоятельствах. Они выражают верования людей относительно того, что хорошо, что плохо, что можно или нельзя, и что будет, если этих правил не выполнять. Правила в семье бывают двух типов: гласные — то есть те, которые выражаются открыто, обсуждаются членами семьи, и их можно при случае изменить; негласные — это те, о которых никто не говорит вслух, но все имеют это в виду.

И проявляют себя эти правила тогда, когда кто-то их нарушает. Как появляются правила и как о них узнают члены семьи? Давайте попробуем посмотреть на это глазами маленького ребенка. Когда ребенок только появляется на свет, он слишком беспомощен и неопытен, и поэтому полностью зависит от родителей.

Постепенно он начинает постигать, что окружают его определенные люди, которые с разной периодичностью появляются рядом с ним, как-то по-своему реагируют на его плач, кормят, одевают в сухую одежду, берут его на руки. Он замечает также, что все эти люди находятся в каких-то отношениях друг с другом, потому что у мамы меняется выражение лица, когда приходит папа, или что с его появлением в доме бабушка может начать говорить гораздо громче и т.д.

Ребенок не стремится пока ни к чему, кроме удовлетворения своих потребностей, и ему хочется, в том числе, чтобы эти люди были всегда где-то рядом, потому что для него это означает заботу и защищенность. И вот он начинает экспериментировать: сколько децибелов надо пустить в ход, чтобы позвать маму? Если он заплачет, прибежит ли она немедленно с испуганными глазами, или, наоборот, сердито отшлепает и вернется только тогда, когда он замолчит? Он понимает, что есть поведение, которое она одобряет или не одобряет, что чувствовать защищенность и получать удовольствие он может только в определенных случаях, и что вести себя с разными членами семьи можно совсем по-разному.

Когда он уже научился говорить, то точно усвоил, у кого нужно отпрашиваться, если хочешь погулять; каким тоном надо разговаривать, когда звонит бабушка; с кем и как нужно проводить праздники; можно ли приводить в дом своих друзей; как громко надо включать телевизор; как вести себя при посторонних людях и с разными родственниками, и многое другое. Все это он узнает через прямые словесные указания: «Приходи домой к ужину», «Не груби старшим», «Убирай игрушки перед сном» и т.д. Все это — гласные правила, которые волей-неволей меняются с возрастом ребенка: сдвигается время укладывания спать, усложняются домашние задания, расширяется диапазон обязанностей и контактов с людьми, снимаются лишние ограничения и появляются новые роли.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Семейный конфликт и дети Влияют ли семейные конфликты на развитие личности ребёнка? А на будущее семейное счастье? Давайте рассмотрим...
  2. Когда завершается переходный период Чтобы семье смогла успешно завершить период подростковых волнений, нужна постоянная поддержка. Муж успокаивает жену, доказывает,...
  3. Родители ругают Родители часто ругают детей. Возможно, что это не совсем правильно, но вычёркивать этот приём из...
  4. Тики у ребёнка Тики чрезвычайно многолики, как вы вскоре убедитесь, но по сути своей это всегда молниеносные непроизвольные...
  5. Как одинокой матери справиться с трудным подростком Одиноким мамам очень сложно проводить ребёнка через подростковый возраст. Очень распространенный страх таких мам: трудный...